Проектное обучение: изучаем опыт ведущих университетов

Проектирование как способ интеграции учебной и практической деятельности позволяет сформировать профессиональные компетенции, которым невозможно научить по инструкции или учебнику. Университет развивает проектную деятельность студентов уже более четырех лет. Ежегодно более 100 студентов в тесном сотрудничестве с партнёрами создают востребованные продукты. С 2021 года в пилотном варианте внедрена дисциплина «Основы проектной деятельности», с 2023 года все студенты изучают дисциплину «Проектная деятельность», которая является дисциплиной ядерного компонента образовательных программ бакалавриата.

В 2022 году впервые включены в проектную деятельность университета студенты, обучающиеся по программам среднего профессионального образования.

Сотрудники университета прошли программу повышения квалификации «Организация проектной деятельности в Университете» на базе Московского политехнического университета с этой целью более глубокого понимания организации проектной деятельности в вузе. В ходе обучения наша команда разработала свой проект «Совершенствование организации проектной деятельности в ПГУ им. Шолом-Алейхема».

В Тюменском государственном университете нашим коллегам представили опыт трансформации образовательного пространства, в основе которого лежит идея индивидуальных образовательных траекторий. Студенты ТюмГУ вовлекаются в проектную деятельность с первого курса и становятся участниками минимум шести проектных команд.

«Нам удалось на конкретных кейсах разобрать устройство проектной работы в образовательном процессе. Наиболее интересными стали кейсы по организации проектной витрины, — делится Лукьянова Людмила Васильевна, проректор по среднему профессиональному образованию - директор факультета среднего профессионального образования, — особо хочется отметить, что возможность выезжать на такое обучение позволяет объективно пересмотреть ту ситуацию, в которой мы находимся, и пересобрать образовательную деятельность с лучшим качеством. Результаты нашей работы над собственным проектом мы применим у нас в университете».

«Интересен был опыт работы по вовлечению в проектную деятельность сотрудников не только университета, но и внешних стейкхолдеров из числа работодателей. Очень значимы были инструменты разработки нормативно-правового сопровождения проектной работы в образовательном процессе. Важно в целях повышения качества образования постоянно повышать свою компетентность, что мы и делаем в нашем университете благодаря участию в Программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», — отмечает Афанасьева Марина Викторовна, начальник учебно-методического управления.