КОРРЕЛЯЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Т. М. Маслова
В данной статье рассмотрены проблемы соотношения ценностных ориентаций и направленности личности. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и оказывают существенное влияние на направленность личности. Направленность личности мы рассматриваем как ведущее психологическое свойство личности, представляющее системы побуждения к деятельности и жизни. В исследовании экспериментально установлена связь терминальных ценностей с направленностью личности: студентам с направленностью на себя важно чувствовать удовольствия в жизни и стремление завоевать общественное признание; с направленностью на задачу выделяются такие ценности: «счастье других» и «творчество»; с направленностью на взаимодействие — «счастливая семейная жизнь» и «красота природы и искусства». Установленная связь инструментальных ценностей и направленности личности показывает, что студентам с направленностью на себя важно в жизни придерживаться высоких запросов и с критикой относиться к своим недостаткам; с направленностью на задачу — стремление к выбору партнера по общению; с направленностью на взаимодействие — терпимость к взглядам и мнениям других людей, а также их широта взглядов.