Интервью: «В планах создать экспериментальное творческое арт-пространство для студентов»

Университет планирует создать экспериментальное творческое арт-пространство для студентов-дизайнеров. Елена Абдуразакова, заведующий кафедрой изобразительного искусства и дизайна ПГУ имени Шолом-Алейхема рассказала о современном студенте, а также о развитии и планах творческого подразделения вуза.

 

– Не так давно коллектив Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема отпраздновал 30-тилетний юбилей, а кафедра изобразительного искусства и дизайна встретила своё 20-тилетие. Наверняка университет стал неотъемлемой частью вашей жизни?

За три десятилетия существования вуза произошло немало событий: страна пережила четыре глубоких экономических кризиса, нескончаемую череду реформ и преобразований, менялась структура вуза, система подготовки студентов, но мы устояли. За эти годы университет прошел непростой путь – это и становление, и победы, и серьезные проблемы. Но на сегодняшний день – это весьма устойчивый университет, имеющий четкий вектор развития.

ПГУ имени Шолом-Алейхема - это почти вся моя сознательная жизнь (я работаю здесь 23 года). Это моя любимая работа, это моя молодость и зрелость, мое профессиональное становление, друзья, единомышленники, ученики. Этот вуз стал альма-матер моей дочери, которая окончила его несколько лет назад.

– Как Вы оцениваете пройденный кафедрой путь?

С полным удовлетворением скажу, что  наш пройденный путь был очень плодотворным. А началось все в 1999 году, когда университет получил лицензию на открытие специальности «Изобразительное искусство», в том же году был сделан первый набор студентов. В 2009 году вуз получил вторую лицензию на открытие специальности «Графический дизайн». В 2015 году мы получили лицензию на открытие магистратуры по графическому дизайну. На нашей кафедре создан уникальный образовательный и творческий микроклимат. Здесь всегда «кипит» жизнь: постоянно появляются новые проекты, идеи, мероприятия.

– Кафедра изобразительного искусства и дизайна является лидером по реализации международных практик и международного сотрудничества. Какова главная цель международных практик?

Качество нашей подготовки напрямую связано с международными практиками и стажировками. Это самый лучший способ повышения квалификации. Художникам и дизайнерам как воздух необходимо профессиональное творческое общение, необходима площадка для обмена идеями. Художник растет в диалоге. Посещение международных выставок, музеев истории и искусства, творческие встречи, да и простое человеческое общение со сверстниками из разных стран заряжают необыкновенной творческой энергией, расширяют духовные и интеллектуальные горизонты, являются стимулом для создания новых проектов. После международных практик ребята делают необыкновенный скачок в своих творческих работах. Они уже не боятся художественных экспериментов, смело и креативно мыслят.

– Вы довольно давно изучаете вопросы, касающиеся методики преподавания изобразительного искусства в разных странах, много бываете в различных университетах. В чем главное отличие зарубежных методик от нашей российской методики преподавания?

Есть три абсолютно общих универсальных методических принципа и способа организации работы, которые я встречала и встречаю как в европейских университетах, так и в вузах Азиатско-тихоокеанского региона. Во-первых, это своя мини-мастерская, свой «угол» абсолютно у каждого студента, причем не только на учебных занятиях, но и во вне учебного времени. Во-вторых, на первом и втором курсах студенты обязательно должны пройти этап копирования работ репродукций полотен великих художников. Это тоже дает очень серьезную практику по работе с цветом, композицией и другими приемами. В-третьих, у них совершенно другие требования: от студента требуют не только технику, а свое видение, свою проблему, свой концепт. Наша система все еще очень консервативная – «это рисуй, что говорят и как говорят», а у них система «рисуй, что хочешь». Моя коллега из Москвы рассказывала о том, как она училась на факультете живописи в одном из европейских университетов, два месяца ходила за профессором и спрашивала, что ей нарисовать, в итоге получила ответ: «Рисуй, что хочешь». В ведущем художественном вузе Японии - Йокогамском университете дизайна и искусств, где наши студенты проходили стажировку, мы наблюдали ту же самую картину. В просторных мастерских каждый японский студент (независимо от курса) рисует большую тематическую картину на собственную тему, в любом жанре, в любой технике. И один рисует золотую рыбку, другой падшего ангела, третий серию черепов, четвертый абстрактные формы и т.д. Преподаватель только ставит временные рамки, а студент сам определяет свое время работы над произведением. Художником ты должен стать только благодаря собственным усилиям, наблюдениям, творческому воображению и долгим размышлениям над темой, проблемой, концепцией, так выкристаллизовываются философские основы художественной деятельности, видение мира.  Я поинтересовалась у японского коллеги, а не шокируют ли преподавателей некоторые работы студентов, например, серия черепов, которую выполнял один студент, на что получила в ответ толерантное покачивание головой и добрую улыбку. Скажу честно, мне тоже импонирует данный подход. И сейчас мы планируем создать подобную экспериментальную площадку для студентов нашего направления.

– Какие они студенты-дизайнеры ПГУ имени Шолом-Алейхема? Чем отличаются от других?

Каждый вуз ищет студента с «горящими глазами», который хочет учиться, может учиться и способен учиться по тому направлению, на которое он поступает, но собрать воедино все три составляющие бывает очень трудно. Скажу одно, что активность и умение стабильно учиться встречается сегодня довольно редко. Язык, спорт и искусство требуют постоянной тренировки, регулярной практики. И только таким путем количество переходит в качество.

Чем отличаются от других? Это один из самых сложных вопросов.

У творческих людей, как известно, все очень непросто. Они слышат только свое, они видят только свое, они знают только свое. И вот здесь педагогу надо быть очень внимательным: не спугнуть чужое вдохновенье, не погубить и не покалечить только начинающую взрастать индивидуальную авторскую манеру рисунка, письма, цвета, художественного видения, той уникальной природной одаренности, которая дана человеку свыше. Считаю, что педагогическая система нашего направления должна отличаться особой широтой и терпимостью. Но это отнюдь не значит, что мы должны потакать лени и безответственности. Есть студенты, для которых неприятности в учебной деятельности становятся непреодолимым препятствием, а для других студентов хорошей возможностью собраться и преодолеть трудности, рассматривая их через призму здравого смысла и оптимизма. Каждому человеку Бог дает талант, но именно от него самого зависит, как он его использует.

 Ведёт ли сегодня кафедра общественную деятельность?

Безусловно, уже много лет кафедра ведет активную образовательную и просветительскую деятельность для жителей города и области. При кафедре работает творческая студия «Галерея искусств», в которой регулярной проводятся открытые публичные лекции по искусству. Наши постоянные участники – это не только наши студенты, но и студенты и преподаватели других направлений подготовки, а также журналисты, врачи, учителя, музыканты, бизнесмены, судьи, прокурорские работники, следователи, служители церкви. Еще раз отмечу, что абсолютно любой желающий, которого интересуют вопросы культуры и искусства, может посещать наши мероприятия совершенно бесплатно. Кроме того, мы проводим огромное количество мастер-классов для детских домов, домов инвалидов, школ, образовательных центров, биробиджанской епархии.

 Каким видится будущее кафедры? Что Вы планируете?

Есть планы, которые требуют конкретных материальных ресурсов для достижения четко поставленных целей. Мы очень много делаем, но, к сожалению, не все зависит от нашей воли и желания, некоторые обстоятельства нам неподвластны, поэтому иногда руководителю вуза и руководителю подразделения остается только грезить. Каким мне видится будущее кафедры... Это, несомненно, крепкий и дружный креативно мыслящий педагогический коллектив с оригинальными идеями, получающий за свой профессионализм и нелегкую работу достойную заработную плату; новые творческие проекты; большое количество студентов, ради которых мы ежедневно приходим в университет, чтобы передать все наши знания и помочь студентам развить профессиональные навыки, раскрыть свой творческий потенциал, стать  духовно богатыми личностями.

– Что нужно сделать выпускнику, чтобы заявить о себе работодателю, как о профессиональном работнике и специалисте?
На мой взгляд, ничто не говорит о хорошем специалисте так, как его портфолио. Поэтому сегодня с первого курса мы формируем портфолио студентов.

– Что бы Вы хотели сказать вашим студентам?

Сказать могла бы многое, но кто меня послушает... Поэтому коротко – творите и развивайтесь!