Университет планирует создать экспериментальное творческое арт-пространство для студентов-дизайнеров. Елена Абдуразакова, заведующий кафедрой изобразительного искусства и дизайна ПГУ имени Шолом-Алейхема рассказала о современном студенте, а также о развитии и планах творческого подразделения вуза.
– Не так давно коллектив Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема отпраздновал 30-тилетний юбилей, а кафедра изобразительного искусства и дизайна встретила своё 20-тилетие. Наверняка университет стал неотъемлемой частью вашей жизни?
За три десятилетия существования вуза произошло немало событий: страна пережила четыре глубоких экономических кризиса, нескончаемую череду реформ и преобразований, менялась структура вуза, система подготовки студентов, но мы устояли. За эти годы университет прошел непростой путь – это и становление, и победы, и серьезные проблемы. Но на сегодняшний день – это весьма устойчивый университет, имеющий четкий вектор развития.
ПГУ имени Шолом-Алейхема - это почти вся моя сознательная жизнь (я работаю здесь 23 года). Это моя любимая работа, это моя молодость и зрелость, мое профессиональное становление, друзья, единомышленники, ученики. Этот вуз стал альма-матер моей дочери, которая окончила его несколько лет назад.
– Как Вы оцениваете пройденный кафедрой путь?
С полным удовлетворением скажу, что наш пройденный путь был очень плодотворным. А началось все в 1999 году, когда университет получил лицензию на открытие специальности «Изобразительное искусство», в том же году был сделан первый набор студентов. В 2009 году вуз получил вторую лицензию на открытие специальности «Графический дизайн». В 2015 году мы получили лицензию на открытие магистратуры по графическому дизайну. На нашей кафедре создан уникальный образовательный и творческий микроклимат. Здесь всегда «кипит» жизнь: постоянно появляются новые проекты, идеи, мероприятия.
– Кафедра изобразительного искусства и дизайна является лидером по реализации международных практик и международного сотрудничества. Какова главная цель международных практик?
Качество нашей подготовки напрямую связано с международными практиками и стажировками. Это самый лучший способ повышения квалификации. Художникам и дизайнерам как воздух необходимо профессиональное творческое общение, необходима площадка для обмена идеями. Художник растет в диалоге. Посещение международных выставок, музеев истории и искусства, творческие встречи, да и простое человеческое общение со сверстниками из разных стран заряжают необыкновенной творческой энергией, расширяют духовные и интеллектуальные горизонты, являются стимулом для создания новых проектов. После международных практик ребята делают необыкновенный скачок в своих творческих работах. Они уже не боятся художественных экспериментов, смело и креативно мыслят.
– Вы довольно давно изучаете вопросы, касающиеся методики преподавания изобразительного искусства в разных странах, много бываете в различных университетах. В чем главное отличие зарубежных методик от нашей российской методики преподавания?
Есть три абсолютно общих универсальных методических принципа и способа организации работы, которые я встречала и встречаю как в европейских университетах, так и в вузах Азиатско-тихоокеанского региона. Во-первых, это своя мини-мастерская, свой «угол» абсолютно у каждого студента, причем не только на учебных занятиях, но и во вне учебного времени. Во-вторых, на первом и втором курсах студенты обязательно должны пройти этап копирования работ репродукций полотен великих художников. Это тоже дает очень серьезную практику по работе с цветом, композицией и другими приемами. В-третьих, у них совершенно другие требования: от студента требуют не только технику, а свое видение, свою проблему, свой концепт. Наша система все еще очень консервативная – «это рисуй, что говорят и как говорят», а у них система «рисуй, что хочешь». Моя коллега из Москвы рассказывала о том, как она училась на факультете живописи в одном из европейских университетов, два месяца ходила за профессором и спрашивала, что ей нарисовать, в итоге получила ответ: «Рисуй, что хочешь». В ведущем художественном вузе Японии - Йокогамском университете дизайна и искусств, где наши студенты проходили стажировку, мы наблюдали ту же самую картину. В просторных мастерских каждый японский студент (независимо от курса) рисует большую тематическую картину на собственную тему, в любом жанре, в любой технике. И один рисует золотую рыбку, другой падшего ангела, третий серию черепов, четвертый абстрактные формы и т.д. Преподаватель только ставит временные рамки, а студент сам определяет свое время работы над произведением. Художником ты должен стать только благодаря собственным усилиям, наблюдениям, творческому воображению и долгим размышлениям над темой, проблемой, концепцией, так выкристаллизовываются философские основы художественной деятельности, видение мира. Я поинтересовалась у японского коллеги, а не шокируют ли преподавателей некоторые работы студентов, например, серия черепов, которую выполнял один студент, на что получила в ответ толерантное покачивание головой и добрую улыбку. Скажу честно, мне тоже импонирует данный подход. И сейчас мы планируем создать подобную экспериментальную площадку для студентов нашего направления.
– Какие они студенты-дизайнеры ПГУ имени Шолом-Алейхема? Чем отличаются от других?
Каждый вуз ищет студента с «горящими глазами», который хочет учиться, может учиться и способен учиться по тому направлению, на которое он поступает, но собрать воедино все три составляющие бывает очень трудно. Скажу одно, что активность и умение стабильно учиться встречается сегодня довольно редко. Язык, спорт и искусство требуют постоянной тренировки, регулярной практики. И только таким путем количество переходит в качество.
Чем отличаются от других? Это один из самых сложных вопросов.
У творческих людей, как известно, все очень непросто. Они слышат только свое, они видят только свое, они знают только свое. И вот здесь педагогу надо быть очень внимательным: не спугнуть чужое вдохновенье, не погубить и не покалечить только начинающую взрастать индивидуальную авторскую манеру рисунка, письма, цвета, художественного видения, той уникальной природной одаренности, которая дана человеку свыше. Считаю, что педагогическая система нашего направления должна отличаться особой широтой и терпимостью. Но это отнюдь не значит, что мы должны потакать лени и безответственности. Есть студенты, для которых неприятности в учебной деятельности становятся непреодолимым препятствием, а для других студентов хорошей возможностью собраться и преодолеть трудности, рассматривая их через призму здравого смысла и оптимизма. Каждому человеку Бог дает талант, но именно от него самого зависит, как он его использует.
– Ведёт ли сегодня кафедра общественную деятельность?
Безусловно, уже много лет кафедра ведет активную образовательную и просветительскую деятельность для жителей города и области. При кафедре работает творческая студия «Галерея искусств», в которой регулярной проводятся открытые публичные лекции по искусству. Наши постоянные участники – это не только наши студенты, но и студенты и преподаватели других направлений подготовки, а также журналисты, врачи, учителя, музыканты, бизнесмены, судьи, прокурорские работники, следователи, служители церкви. Еще раз отмечу, что абсолютно любой желающий, которого интересуют вопросы культуры и искусства, может посещать наши мероприятия совершенно бесплатно. Кроме того, мы проводим огромное количество мастер-классов для детских домов, домов инвалидов, школ, образовательных центров, биробиджанской епархии.
– Каким видится будущее кафедры? Что Вы планируете?
Есть планы, которые требуют конкретных материальных ресурсов для достижения четко поставленных целей. Мы очень много делаем, но, к сожалению, не все зависит от нашей воли и желания, некоторые обстоятельства нам неподвластны, поэтому иногда руководителю вуза и руководителю подразделения остается только грезить. Каким мне видится будущее кафедры... Это, несомненно, крепкий и дружный креативно мыслящий педагогический коллектив с оригинальными идеями, получающий за свой профессионализм и нелегкую работу достойную заработную плату; новые творческие проекты; большое количество студентов, ради которых мы ежедневно приходим в университет, чтобы передать все наши знания и помочь студентам развить профессиональные навыки, раскрыть свой творческий потенциал, стать духовно богатыми личностями.
– Что нужно сделать выпускнику, чтобы заявить о себе работодателю, как о профессиональном работнике и специалисте?
На мой взгляд, ничто не говорит о хорошем специалисте так, как его портфолио. Поэтому сегодня с первого курса мы формируем портфолио студентов.
– Что бы Вы хотели сказать вашим студентам?
Сказать могла бы многое, но кто меня послушает... Поэтому коротко – творите и развивайтесь!