- Ольга Васильевна, тяга к научному поиску у Вас появилась со студенческой скамьи?
Когда я стала студенткой, у меня была цель хорошо учиться, на «4» и «5» сдавать сессии. В дальнейшем захотелось себя проявить не только в учебной деятельности. Так, обучаясь на 3-м курсе, я впервые приняла участие в ежегодной молодежной научной конференции, организованной вузом. Сразу же заняла третье место. Это стало большой мотивацией для меня. Мне стало интересно, и я продолжила участвовать в различного рода конференциях, писать научные статьи.
– Какую роль сыграл в становлении вас, как ученого, университет?
Роль университета огромна, так как только благодаря университету, его руководству, своему научному руководителю я стала заниматься наукой. В любом другом учреждении этого бы не случилось.
– Сколько лет Вы трудились над диссертационным исследованием?
Сразу после получения высшего образования в ПГУ им. Шолом-Алейхема, я поступила в аспирантуру при нашем вузе. После 3х лет обучения, еще 4 года ушло на завершение экспериментальной части, поиск диссертационного совета, подготовку документов к защите. Итого 7 лет.
- Скажите, пожалуйста, что для Вас наука? Что больше всего Вас захватывает в научной деятельности?
Наука для меня – это возможность самореализации и саморазвития. В науке больше всего захватывает безграничность. То есть любую проблему можно изучать бесконечно, подбирая новые предметы, определяя новые базы исследования, диагностируя те или иные процессы, корректируя и совершенствуя их. А также можно находить для себя новые повороты, переключаться на мало изученные вопросы.
- Что, по-вашему, для ученого является важным?
Для ученого важным является упорство и целеустремленность.
– Как бы Вы охарактеризовали молодого ученого? Какой он?
Молодой ученый должен быть эрудированным, ответственным, усидчивым, с аналитическим складом ума, креативным.
- Ольга Васильевна, расскажите, пожалуйста, над какой темой вы работали в рамках своего диссертационного исследования.
Тема диссертационного исследования: «Сопровождение процесса адаптации студентов к социокультурной среде вуза». С процессом адаптации каждый человек сталкивается на протяжении жизни неоднократно. Он приспосабливается к новой среде, к незнакомым людям, когда первый раз идет в детский сад, в школу, поступает в вуз, приходит трудиться в новый коллектив и даже когда уходит на заслуженный отдых. Каждый из перечисленных периодов сопровождается стрессами, сложностями. В нашем диссертационном исследовании рассматривается именно процесс адаптации к социокультурной среде вуза, так как в юношеском возрасте каждый человек переживает сложный период личностного и профессионального самоопределения. И именно на этом этапе так необходима поддержка. Мы рассматриваем куратора как компетентного специалиста, способного помочь первокурсникам в процессе адаптации к новым условиям.
– Как Вы оцениваете программы поддержки молодых ученых в России? Достаточно ли делается в этом направлении? Что вообще является источником доходов для молодых ученых?
Научная деятельность – это часть нашей профессиональной деятельности. Соответственно, за научную, как и за преподавательскую деятельность, мы получаем заработную плату. Кроме того, мы имеем возможность подавать заявки на гранты. Это, в случае, если заявка будет поддержана, может стать дополнительным источником доходов.
Вуз поддерживает молодых ученых постоянно, что очень важно: молодым ученым выплачиваются премии за высокие результаты в научной работе, вуз берет на себя расходы по оплате заявок на объекты интеллектуальной собственности.
После защиты кандидатской диссертации появилась возможность реализовать себя еще в одном очень интересном направлении напрямую не связанном с наукой. В нашем вузе функционирует группа дополнительного образования детей «Университетская продленка». Я являюсь ее руководителем. Эта группа создана специально для детей младшего школьного возраста. Дети находятся в стенах университета во второй половине дня. С ними занимаются компетентные специалисты и студенты волонтеры. Ребята выполняют домашнее задание, вместе играют, гуляют на свежем воздухе. Для них проводятся разнообразные развивающие занятия. Я живу этим делом. Очень люблю заниматься с детьми, и они с удовольствием каждый день приходят к нам.
- Недавно в университете прошёл финал проектно-образовательного интенсива по модели Университета 20.35. Вы являлись проектным наставником одной из команд. Поделитесь впечатлениями об этом направлении деятельности.
Да, действительно, в рамках проектного интенсива, организованного Университетом 20.35, мне посчастливилось быть проектным наставником команды "Счастье от ума". Я получила огромное количество новых знаний и приобрела неоценимый опыт в рамках проектной деятельности. Мне очень повезло с командой. Она состояла из студентов разных курсов и разных направлений подготовки. Участниками разрабатывался проект «Интерактивная школа развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Формула успеха». Заказчиком проекта стало дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44». С первого дня все осознавали свою значимость и чувствовали ответственность за общее дело. В связи с этим, хочется выразить благодарность организаторам такого масштабного мероприятия, руководству вуза за предоставленную возможность принять участие в уникальном для вуза проектно-образовательный интенсиве и нашей сплоченной команде.
- Какие 3 главные рекомендации Вы бы дали выпускнику в начале карьерного пути?
Первое – никогда не опускать руки и уверенно идти к своей цели, несмотря на преграды, которые стоят на пути.
Второе – достигнув одной цели, не останавливаться на достигнутом, ведь всегда есть к чему стремиться.
Третье – заниматься самообразованием, повышать квалификацию, всегда пополнять свой багаж знаний, ведь знать всё невозможно. Всегда можно найти для себя новую и полезную информацию.
Мы желаем Ольге Васильевне не останавливаться на достигнутом, новых прорывных достижений!