Карынбаева Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии ПГУ имени Шолом-Алейхема поделилась историей своего становления как молодого учёного, а также о ведущем направлении научной деятельности.
- Ольга Владимировна, чем был обусловлен выбор педагогической профессии?
Еще со школьной скамьи я точно знала кем хочу стать, какой профессией овладеть. Рассматривала разные варианты учебных заведений, в итоге остановила выбор на Биробиджанском государственном педагогическом институте. И не ошиблась. Я получила качественное образование и востребованную профессию – стала учителем начальных классов с дополнительной специальностью «Олигофренопедагог».
- Каков был Ваш путь в науку?
Свою профессиональную деятельность я начала с работы в специальном (коррекционном) учреждении г.Биробиджана с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Потом меня пригласилина кафедру коррекционной педагогики (ныне кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии) нашего вуза. С этого времени и начался мой путь в науку.
- С чего началась Ваша научная карьера?
Научная карьера началась с обучения в аспирантуре и работой над диссертационным исследованием. Огромный вклад в мое научное становление внесли научный руководитель, руководство вуза и коллектив, в котором я работаю.
- Что является Вашим научным направлением?
Круг моих научных интересов первоначально был связан с изучением истории становления и развития специального образования на Дальнем Востоке. Далее, по мере углубления в данную проблему, четко обозначилось то направление, которое стало основой для написания диссертации. Ведущим направлением моей научной деятельности является методологические основы подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования в Дальневосточном регионе.
- Ольга Владимировна, расскажите подробнее о своем диссертационном исследовании?
Проблема подготовки педагогов в дополнительном профессиональном образовании к формированию инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях является достаточно актуальной. Современный этап развития образования характеризуется появлением и внедрением инклюзивного образования, под которым понимают, обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Иными словами, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучаться в общеобразовательных организациях в обычном классе. Внедрение инклюзивного образования обусловило проблему недостаточной готовности психолого-педагогических кадров для его реализации. Диссертационное исследование было направлено на решение проблемы подготовки педагогов к формированию инклюзивной образовательной среды.
- Проводите ли Вы работу со студентами по их приобщению к научной деятельности?
Да, безусловно. Помимо того, что под моим руководством студенты выполняют свои курсовые работы и выпускные квалификационные работы, я еще являюсь руководителем студенческого научного клуба «Мы вместе» факультета педагогики и психологии – центра педагогического образования. Большую часть участников данного клуба составляют студенты 1-2 курсов. На заседаниях клуба мы обсуждаем разные темы «Актуальные проблемы специального образования», «Неограниченные способности людей с ограниченными возможностями здоровья», «Дефектолог – кто он?». Также особое внимание мы уделяем обсуждению таким тем, как «Первые шаги в науку?», «Что такое научное исследование?», «Жизнь ставит цели науке-наука освещает путь жизни» и др. Основная задача работы клуба заключается в формировании интереса у студентов заниматься научной деятельностью.
- Ольга Владимировна, участвовали ли Вы в каких-либо проектах и как они связаны с научной деятельностью?
На протяжении трех лет (2017-2020 гг.) в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема работала федеральная инновационная площадка по проекту «Инклюзивная образовательная среда в вузе: свой среди своих», утвержденная Минобрнауки России, где я являлась ее руководителем. За годы реализации проекта были проведены различные мероприятия: межрегиональные конкурсы научно-исследовательских работ учителей, воспитателей, психологов и студентов «Интеграция науки и практики в сопровождении развития детей с ограниченными возможностями здоровья», региональные практические семинары для учителей, воспитателей и психологов; региональные и межрегиональные научные форумы и конференции; дискуссионные площадки для преподавателей вуза и т.д.
Это был масштабный, интересный проект, где каждый участник внес весомый вклад в моделирование инклюзивной образовательной среды вуза.
Деятельность федеральной инновационной площадки «Инклюзивная образовательная среда в вузе: свой среди своих» была признана Министерством науки и высшего образования РФ эффективной и успешной. ПГУ им. Шолом-Алейхема в очередной раз подтвердил свой высокий статус среди ведущих университетов на Дальнем Востоке в области подготовки кадров для организации инклюзивного образования лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Также хочу отметить, что в 2020 году университет вновь заявил о себе и направил в Минобрнауки России заявку на получение статуса федеральной инновационной площадки для организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования «Инклюзивная образовательная среда: эволюционный подход» на 2021-2025 г.г.
На основании приказа Министерства наукии высшего образования Российской Федерации №1580 от 25 декабря 2020 года Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема включен в перечень утвержденных федеральных инновационных площадок по проекту «Инклюзивная образовательная среда: эволюционный подход». На данном этапе определен план мероприятий и ведется работа по его реализации.
Полезным был опыт участия в проектно-образовательном интенсиве Университета 20.35, где я была наставником команды. Наша команда работала над созданием комплекса разноуровневых заданий и упражнений для коррекции и развития когнитивной сферы младших школьников с задержкой психического развития с использованием информационно-коммуникационных технологий «Когнитивная коррекция».
Безусловно, это был интересный проект, который позволил каждому участнику команды в режиме реальной задачи повысить уровень своих профессиональных компетенций и научиться новому. Хочу поблагодарить руководство вуза за доверие и предоставленную возможность быть наставником команды для участия в таком масштабном проекте.
- Каким, по вашему мнению, должен быть ученый?
Ученый, на мой взгляд, должен быть целеустремлённым, увлеченным научной деятельностью, прогрессивным, ответственным, объективным.
- Ольга Владимировна, а что для Вас является наука?
Отвечая на данный вопрос, хочу процитировать А. Эйнштейна. Он говорил: «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой».