ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ В ПУТЕВЫХ ЗАМЕТКАХ Т. ГОТЬЕ (НА ПРИМЕРЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ В РОССИЮ»)
В. Д. Галечко-Лопатина
Стр. 9-22
Аннотация
В. Д. Галечко-Лопатина
Данная статья посвящена исследованию отношений семиотической системы визуальных искусств с литературным текстом как интермедиальному явлению на примере «Путешествия в Россию» французского поэта, писателя Теофиля Готье. Рассматриваются способы включения информации о другом виде искусства в путевые заметки Т. Готье. Актуальность данной проблемы обусловлена интересом как к экфрасису, так и к синтезу различных видов искусства в рамках одного литературного произведения.
Ключевые слова: Теофиль Готье, интермедиальность, репрезентация визуального образа, экфрасис, путевые заметки.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТЬЕВОГО ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
С. Ф. Ветров, Д. Г. Клишкан, Р. Н. Андреев, С. С. Крапивин, О. В. Колосова, С. В. Тарануха, Ю. Г. Выхованец, М. А. Максимова, К. В. Зинченко.
Стр. 23-31
Аннотация
С. Ф. Ветров, Д. Г. Клишкан, Р. Н. Андреев, С. С. Крапивин, О. В. Колосова, С. В. Тарануха, Ю. Г. Выхованец, М. А. Максимова, К. В. Зинченко.
В статье рассматриваются вопросы санитарно-гигиенической и противоэпидемической безопасности в обеспечении населения питьевой водой на территории Донецкой Народной Республики (далее – Республика) в современных условиях. Обеспечение населения питьевой водой гарантированного качества и предотвращение загрязнения водных объектов сточными водами по-прежнему остаётся одним из приоритетных направлений, имеющих своей целью достижение высокого уровня здоровья населения.
Установлены зависимость между качеством исходной воды, технологией обработки и перечень микробиологических и санитарно-химических показателей, значения которых изменялись в процессе её обработки и транспортировки от забора до потребителя.
Предложены основные направления обеспечения гигиенической и эпидемической безопасности питьевой воды в Республике.
Ключевые слова: экологическая безопасность, хозяйственно-питьевое водоснабжение, санитарная надёжность, вторичное загрязнение, заболеваемость, сточные воды.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЗАРАЗНОГО АКАРОДЕРМАТОЗА, ВЫЗВАННОГО SARCOPTES SCABIEI, СРЕДИ ЖИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
Р. Н. Андреев, В. И. Андреева, Ю. А. Лыгина, В. А. Мельник, Е. И. Беседина, А. Р. Зорина, С. Ф. Ветров, Д. Г. Клишкан.
Стр. 32-36
Аннотация
Р. Н. Андреев, В. И. Андреева, Ю. А. Лыгина, В. А. Мельник, Е. И. Беседина, А. Р. Зорина, С. Ф. Ветров, Д. Г. Клишкан.
Цель исследований состояла в прояснении главных причин заболеваемости чесоткой людей, проживающих на территории Донецкой Народной Республики (ДНР). Ретроспективный анализ статистической документации, регистрирующей случаи заражения чесоткой на территории ДНР за 2015-2023 гг., согласно данным Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Донецкой Народной Республике» указал на ежегодное выявление медицинскими работниками от 440 до 980 случаев чесотки среди населения. Данная патология в 2023 году стабильно шла на спад. Однако в первой половине 2022 г., как следствие малого количества медицинских осмотров населения на чесотку, в ДНР замечен рост заболеваемости этим паразитозом в 1,7 раза среди взрослого населения. Подобные явления связаны с высокой миграцией населения и ухудшением условий жизни из-за проводимых в регионе военных действий. Исходя из вышеизложенного, на территории региона требуется активизировать проведение противоклещевых дезинсекционных мероприятий. Подобные меры будут направлены на скорейший разрыв контакта возбудителя инфекции с человеком. Гигиеническое обучение и воспитание населения ДНР в комплексе с тщательным надзором за проведением медицинских осмотров и соблюдение правил личной гигиены также крайне необходимы как противовес заболеваемости человека чесоткой.
Ключевые слова: семейный очаг, рост заболеваемости, эпидемиологический анализ, биологический вид, исследуемый период.
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАВЕЩАНИЮ
Е. С. Хабуда, А. Р. Фёдорова
Стр. 37-40
Аннотация
Е. С. Хабуда, А. Р. Фёдорова
При наступлении юридического факта – смерти наследодателя – его наследники призываются к наследованию по завещанию. Возникают правовые проблемы наследования, связанные с определением круга наследников, имущества, подлежащего наследованию, порядком и сроками принятия наследства. Правовой нститут наследования по завещанию является одним из наиболее сложных в современном гражданском законодательстве. При этом изменения, происходящие в обществе, влекут за собой возникновение дополнительных вопросов при применении норм наследовании различных видов имущества. Важно учитывать все законодательные нормы и условия для установления правопреемства согласно установленным правилам. В рамках данного исследования были выявлены некоторые правовые проблемы наследования по завещанию и предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова: наследование, завещание, наследование по завещанию, имущество.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
И. М. Воротилкина, Л. Г. Невеличко
Стр. 41-47
Аннотация
И. М. Воротилкина, Л. Г. Невеличко
В работе представлен анализ сетевого взаимодействия между университетами. Показано влияние сетевого взаимодействия на качество образования, укрепление международной репутации, развитие инноваций и предпринимательства и др. Показаны проблемы и перспективы взаимодействия между университетами.
Ключевые слова: университет, инновации, образование, сетевое взаимодействие, перспективы, проблемы.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
И. Б. Голубь
Стр. 48-52
Аннотация
И. Б. Голубь
В статье рассматриваются вопросы формирования информационной компетентности преподавателя высшей школы. В условиях быстрого развития технологий и постоянного обновления данных, умение эффективно находить, анализировать и интерпретировать информацию становится ключевым элементом педагогической деятельности. Компетенции педагога в поиске информации являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса. В условиях стремительного развития технологий и доступности огромных объёмов данных, педагог должен обладать высокими навыками информационной грамотности.
Ключевые слова: информация, информационная компетентность, платформа, профессиональная компетентность педагога.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТУРИЗМ КАК МЕТОД РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Л. Г. Невеличко, И. М. Воротилкина
Стр. 53-60
Аннотация
Л. Г. Невеличко, И. М. Воротилкина
В статье обосновывается актуальность развития инклюзивного туризма как эффективного средства социализации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзивный туризм, социальная интеграция инвалидов, безбарьерная среда, реабилитация.
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. Е. Шаповалова
Стр. 61-67
Аннотация
О. Е. Шаповалова
Статья посвящена проблеме изучения и развития профессиональной готовности педагогов высшей школы к реализации образовательных и социальных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Актуальность данной проблемы обусловлена высокими требованиями, которые предъявляются ко всем субъектам инклюзивного образовательного процесса.
Особенно это касается преподавателей, от которых во многом зависит эффективность обучения особых студентов и в целом - развитие их личности. Поэтому их готовность к работе в условиях инклюзивного образования в настоящее время привлекает глубокое внимание многих исследователей. В данной статье рассматриваются различные подходы к изучению и развитию этого профессионально значимого качества, обобщается опыт работы университета. Материалы и результаты данного исследования могут быть полезны при организации инклюзивной среды в высшем образовательном учреждении.
Ключевые слова: высшее образование, инклюзия, профессиональная готовность педагога.
НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
О. Е. Шаповалова
Стр. 68-74
Аннотация
О. Е. Шаповалова
Статья посвящена проблеме организации научно-исследовательской работы магистрантов. Актуальность данной проблемы обусловлена высокими требованиями общества к уровню подготовки психолого-педагогических кадров высшей квалификации. Особенно это касается магистров специального (дефектологического) образования. Их профессиональная деятельность отличается повышенной сложностью, так как она непосредственно связана с сопровождением развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая работа требует и мастерства, и вдохновения, и самоотдачи. Среди профессионально значимых качеств личности педагога-дефектолога далеко не последнее место занимает творческий потенциал, который успешно развивается и проявляется в научно-исследовательской деятельности. А об уровне его сформированности убедительно свидетельствуют такие показатели исследования, как его научная новизна и практическая значимость, рассматриваемые в представленной статье.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, новизна, практическая значимость, профессиональная подготовка, магистранты.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
Н. В. Эйрих, Е. Ю. Осипова
Стр. 75-83
Аннотация
О. Е. Шаповалова
В статье обобщается опыт применения здоровьесберегающих образовательных технологий на различных этапах урока математики. В качестве примеров приведены физкультминутки и дидактические игры для уроков по разным темам со школьниками 5-6 классов. Выделены задачи, содержащие сведения о здоровом образе жизни, формирующие негативное отношение к вредным привычкам.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье, здоровый образ жизни, обучение математике, физминутка.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВСПЛЫТИЯ ДВУХКОРПУСНОГО СУДНА В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ
В. Л. Земляк, В. М. Козин
Стр. 84-91
Аннотация
В. Л. Земляк, В. М. Козин
Предложены новые способы разрушения ледяного покрова путём возбуждения подводным двухкорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ). Для этого корпуса судов соединены между собой с возможностью изменения расстояния между ними. Во время движения судна в их носовых оконечностях формируют гидродинамическую завесу, что увеличивает высоту генерируемых ИГВ. Поток воды в завесе может периодически изменяться с частотой, равной половине периода ИГВ, или путём создания гидроудара, что, в свою очередь, повысит эффективность разрушения льда.
Ключевые слова: лед, изгибно-гравитационные волны, двухкорпусное судно.
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Т. М. Маслова
Стр. 92-96
Аннотация
Т. М. Маслова
На эмоциональное развитие младших подростков влияет несколько факторов: его личностное развитие, социум, с которым подросток взаимодействует и выстраивает отношения, референтная группа, которая может принимать подростка или отвергать его. Все эти факторы влияют на эмоциональное развитие младших подростков. Нами создана психолого-педагогическая модель эмоционального развития младших подростков, описаны условия психологического сопровождения, направления, формы и методы сопровождения, критерии эмоционального развития младших подростков.
Ключевые слова: младший подросток, эмоциональное развитие, модель, сопровождение, трудные ситуации, когнитивный, поведенческий, эмоциональный, компоненты.
СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Т. М. Маслова
Стр. 97-103
Аннотация
Т. М. Маслова
Современные условия образовательной среды вуза требуют от студента наличия таких качеств, как способность к самоуправлению и самоконтролю поведения. Эффективность профессионального развития во многом определяется тем, насколько студенты проявляют настойчивость, терпеливость, навыки планирования и деятельности в условиях многозадачности, воспринимают преграды на пути к цели как мотивирующие. Самоконтроль поведения является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешной академической и профессиональной деятельности студентов высших учебных заведений. Этот аспект личной эффективности особенно актуален в контексте изменяющихся требований современного общества и рынка труда. В данной статье представлено исследование связи самоконтроля и самоэффективности студентов, а также проанализированы соответствующие научные публикации по данной теме.
Ключевые слова: коммуникативная агрессивность, агрессия, ритуализация агрессии, заряжать агрессией толпу, аутоагрессия, анонимная агрессия.
САМОКОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Е. С. Плотникова
Стр. 104-110
Аннотация
Е. С. Плотникова
Современные условия образовательной среды вуза требуют от студента наличия таких качеств, как способность к самоуправлению и самоконтролю поведения. Эффективность профессионального развития во многом определяется тем, насколько студенты проявляют настойчивость, терпеливость, навыки планирования и деятельности в условиях многозадачности, воспринимают преграды на пути кцели как мотивирующие. Самоконтроль поведения является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешной академической и профессиональной деятельности студентов высших учебных заведений. Этот аспект личной эффективности особенно актуален в контексте изменяющихся требований современного общества и рынка труда. В данной статье представлено исследование связи самоконтроля и самоэффективности студентов, а также проанализированы соответствующие научные публикации по данной теме.
Ключевые слова: cамоконтроль, самоэффективность, профессиональное развитие, юношеский возраст.
СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Е. С. Плотникова, А. Г. Тейдер
Стр. 111-120
Аннотация
Е. С. Плотникова, А. Г. Тейдер
Профессиональная самореализация студентов вуза проходит под влиянием различных внешних и внутриличностных факторов. Наиболее значимыми для самоосуществления в современной образовательной среде выступают личностные характеристики самого студента. В представленной статье описывается теоретическое и эмпирическое исследование связи личностных характеристик и самореализации студентов вуза. В результате психодиагностики исследуемых параметров у 50 студентов 1-4 курсов было установлено, что наиболее значимыми в самореализации являются такие личностные качества, как тревожность, ригидность и спонтанность. Тревожность имеет обратную корреляционную связь с показателями самореализации и оказывает деструктивное влияние на неё. Ригидность и спонтанность, напротив, способствуют более успешной самореализации студентов, так как позволяют ориентироваться как на заданные извне нормы и ценности, так и проявлять креативность в поведении и деятельности.
Ключевые слова: личностные характеристики, самореализация, спонтанность, ригидность, тревожность, юношеский возраст, учебно-профессиональная деятельность.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕЗИЛЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
А. Г. Тейдер
Стр. 121-128
Аннотация
Е. С. Плотникова, А. Г. Тейдер
В статье рассматривается феномен резилентности личности человека как способности ответа на трудные жизненные ситуации, свойства приходить в прежнее состояние после потрясений. Выделены факторы резилентности, особое внимание уделено внешним социальным ресурсам, являющимся опорой для позитивного восприятия себя и окружающего мира. Проанализированы результаты психологического исследования связи внутренних личностных образований и резилентности личности в студенческом возрасте.
Ключевые слова: резилентность, студенчество, внутренние личностные образования, оптимизм восприятия будущего, самопринятие, принятие и поддержка друзей, семейный союз, страх совершения суицида.