САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ ВУЗА
Т. В. Борзова, Е. С. Плотникова
В статье рассматривается самодетерминация студентов разных курсов вуза. Самодетерминация — это собственная активность человека, основным критерием которой является способность человека гибко взаимодействовать с окружающим миром, сочетая в себе автономию поведения и гармонию с окружающей средой (Э. Дейси и Р. Райан), свободу и ответственность (Д. А. Леонтьев). Эмпирическими методами исследования выступали следующие методики: «Тест самодетерминации» Е. Н. Осина — модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова. В результате исследования, проведённого на 124 респондентах в возрасте от 17 до 22 лет, получены данные о различиях в уровне развития составляющих компонентов самодетерминации (автономии, самовыражения, осмысленности жизни и способности к самоуправлению). Так, для первокурсников характерно стремление к свободе выбора и повышенная значимость самостоятельного определения хода собственной жизни (автономия), но при этом они чувствуют, что не всегда жизнь соответствует их ожиданиям (самовыражение). Студенты второго курса переживают ощущение, что жизнь проживается не так, как хотелось бы (осмысленность жизни), но в целом имеют средние показатели по остальным составляющим самодетерминации (автономии, самовыражения, способности к самоуправлению). У студентов третьего курса заметно снижены показатели автономии и осмысленности жизни, им в меньшей степени свойственно ощущение свободы выбора, однако показатели самовыражения в данной группе респондентов в основном средние. Студенты четвёртого курса в большей степени имеют высокие показатели самовыражения, способности к самоуправлению и осмысленности жизни.