РОЛЬ ТРАНСПОРТНОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

25.01.2018
585

Т. М. Позднякова, А. М. Позднякова

Данная статья посвящена анализу факторов размещения производительных сил и их влияния на региональное развитие. Проведён краткий ретроспективный обзор формирования концепций территориальной организации производительных сил в России и за рубежом. Приведены современные подходы к изучению регионов. Ключевым из них представляется функционирование регионов с точки зрения системного подхода. Современной тенденцией географических исследований является изучение специфики формирования территориальных социально-экономических систем, базовой основой которых является внутреннее пространство, наполненное естественно-природными и социально-экономическими компонентами. Важнейшей составляющей территориальных социально-экономических систем, по мнению П. Я. Бакланова и других современных учёных, являются связи и взаимодействия отдельных элементов, что осуществляется посредством функционирования транспортных структур. На данной основе делается вывод о ведущей роли транспортных структур в формировании территориальных социально-экономических систем, которые, в свою очередь, во многом определяют уровень развития региона. Корреляция конфигурации транспортной сети и развития региона особенно ярко выражена в пределах транзитных регионов. Вместе с тем транспортный фактор может служить как стимулом, так и ограничителем регионального развития. В этой связи раскрыта роль транспортного фактора в развитии региона на примере Новосибирской области.