Развитие педагогического профессионализма: гуманистический подход
Жорова Ирина Ярославовна
В статье рассмотрены проблемы последипломного образования в Украине в контексте современных гуманистических тенденций. Определены особенности учебного процесса в учреждениях последипломного педагогического образования на основе аксиологического, акмеологического и андрагогического подходов, которые раскрывают деятельность педагога сквозь призму самосовершенствования в образовательном пространстве и особенное отношение человека с базовым образованием и профессиональным опытом к обучению. Профессиональное развитие педагога на основе аксиологического подхода рассматривается со стороны ценностной сферы личности. Такой подход предусматривает смещение технократических тенденций в понимании успешности педагогического труда на формирование определенных ценностных доминант, которые должны обеспечить социальную и профессионально значимую направленность жизненной активности учителя. Образовательная деятельность педагога на основе акмеологического подхода изучается сквозь призму самосовершенствования человека в образовательном пространстве, достижения им высокого интеллектуального, профессионального и духовного развития. Приоритетными признаками акмеологического подхода в последипломном образовании является совершенствование человека на всех этапах его жизни, возможность личностного и профессионального развития в деятельности групп; оптимистический взгляд на человека и его будущее. Развитие педагогического профессионализма на основе андрагогического подхода рассматривается с учетом особенностей обучения взрослого человека с базовым образованием и профессиональным опытом. Это предполагает смещение акцентов в последипломном образовании в направлении определения ведущей роли педагога реализации собственного обучения в курсовой и межкурсовой периоды и самообразования.