О ГРАФИЧЕСКОМ МЕТОДЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Д. А. Кириллова
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает ориентацию на личностные, метапредметные и предметные результаты образования. По степени значимости для успешности ученика в жизни метапредметные результаты превалируют над предметными, но в настоящее время нет достаточно прозрачных методик их формирования, а также средств оценки качества их достижения. Цель работы — исследовать возможности графического метода решения текстовых задач как способа формирования метапредметных результатов образования. Решение текстовых задач играет ключевую роль в осознании того, что математика не является наукой, оторванной от реальной жизни. Всякую формулу можно наполнить жизненным содержанием, и, наоборот, изучая реальные явления, можно описывать их математическими моделями. Исследование взаимосвязей разных разделов математики, в частности, графической иллюстрации, геометрических образов и алгебраических выражений учат школьников мыслить «объёмно», понимать взаимопроникновение различных понятий не только в области математики, но и в других предметных областях. Как показал опыт, ученики, освоившие графический метод, в дальнейшем показывают лучшие результаты не только в учебной деятельности. Они чаще принимают участие в конкурсах учебных исследований в разных предметных областях, успешно проходят конкурсный отбор в образовательные учреждения высшего образования. Графический метод решения текстовых задач способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся. Этот метод позволяет раскрыть не только связь между реальными процессами и математическими формулами — их моделями, но и позволяет шире смотреть на задачи, возникающие как в учебной практике, так и за пределами школьной парты.