ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, СЛОЖНОСТИ
А. С. Смирнова, Д. М. Понкратова
В статье описаны вызовы, инструменты и сложности, возникающие при цифровизации высшего образования в России. Цифровая трансформация предполагает достижение «цифровой зрелости» в системе образования. О необходимости цифровой трансформации в образовании говорят руководители и представители органов власти, студенты и преподаватели ждут удобных приложений и автоматизации. Ключевая задача для высшего образования в России — объединить усилия и стандартизировать процесс цифровизации вуза. В процессе перехода от «классической» к цифровой модели и единым стандартам вузам приходится решать множество новых собственных задач. При этом цифровизацию следует рассматривать как изменение бизнес-процессов, а не разработку различных технологических решений. Нужно понимать, что технологическая составляющая образования: информационные системы, оборудование, инфраструктура — представляет одно направление комплексной задачи по модернизации российского образования. Другим является обновление образовательных программ, внедрение новых моделей обучения, обновление процессов управления. Трансформация базовых процессов и процессов управления в университете с помощью цифровых технологий должна затронуть суть учебного процесса, повысить качество итогового образовательного результата, мотивацию студентов и преподавателей. Государство поддерживает цифровизацию высшего образования через применение программа «Приоритет 2030», позволяющей получать гранты на модернизацию технологий в вузах.
Ключевые слова: образование, университет, цифровизация, трансформация, задачи, инструменты, сложности.