На базе ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г. Биробиджана в период с 28.09.2020 г. по 24.10.2020 г. студентами 4 курса факультета педагогики и психологии – центра педагогического образования направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование была пройдена производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Руководителем данной практики от учреждения являлась учитель-дефектолог Айнбиндер Наталья Алексеевна.
В первую неделю студенты знакомились с образовательным процессом в школе, с планом учебно-воспитательной работы, обучающимися, их индивидуальными познавательными возможностями и личностными качествами. Знакомились с системой работы и документацией учителя-дефектолога, посещали коррекционно-развивающие и диагностические мероприятия, проводимые учителем дефектологом. Практиканты самостоятельно подбирали и изготавливали наглядные средства в процессе подготовки к проведению психолого-педагогического изучения школьников с ОВЗ и коррекционно-развивающих занятий с данной категорией обучающихся.
В последующие недели студенты самостоятельно проводили коррекционно-развивающие занятия в качестве учителя-дефектолога, осуществляли психолого-педагогическое обследование школьников. Планировали и проводили воспитательную работу с обучающимися, в частности подготовка и проведение праздника ко Дню учителя, эстетических бесед, организация детей на переменах.
Как отметила О.В. Карынбаева, руководитель практики от кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии, студентам очень хотелось, чтобы их занятия запомнились детям. Для этого они использовали наглядный материал, различные дидактические пособия, игры, сказочные ситуации. Дети замечательно реагировали на красочные пособия.
Наталья Алексеевна обратила особое внимание на тот факт, что при всех трудностях, с которыми приходилось сталкиваться студентам в ходе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, никто не отзывался о детях нелестно. Не было ни одного упрека в сторону детей, а лишь выражение радости от общения с ними. Студенты нашли общий язык с учениками почти с первого дня практики. Примечательно, что они старались выбирать нетрадиционные формы занятий: путешествия, сказки, игры, экскурсии, демонстрируя умение логично выстроить этапы коррекционно-развивающего занятия для достижения поставленных целей, моделировать различные формы учебного взаимодействия, соответствующие задачам обучения.
На итоговой конференции, которая прошла 5 ноября 2020 в форме демонстраций презентаций, были заслушаны доклады с конкретными примерами из собственной практической деятельности.
По словам И.А. Емельяновой, факультетского руководителя практики, выступления студентов при подведении итогов педпрактики, а также анализ их творческих отчетов позволяют еще раз подтвердить, что педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении студентов – будущих педагогов-дефектологов. В процессе практики расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки, профессионально-личностные качества, реализуются необходимые компетенции, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность.