Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема (ПГУ им. Шолом-Алейхема) — единственное высшее учебное заведение, основанное в Еврейской автономной области (ЕАО). Вуз образован в 1989 году, больше 10 лет там готовили только педагогов, закрывая потребность небольшого региона. Теперь же среди выпускников университета — успешные айтишники, предприниматели, руководители предприятий, государственных ведомств и объединений, а также врио главы региона.
В прошлом году вуз стал одним из победителей дальневосточного трека программы "Приоритет-2030". О новых возможностях, вызовах и работе на благо Дальнего Востока ТАСС рассказала ректор ПГУ им. Шолом-Алейхема Наталья Баженова.
— Какими новыми направлениями исследовательской работы пополнился вуз благодаря участию в программе "Приоритет-2030"?
— Стратегический проект программы развития включает два научных проекта — IceTech и EcoTech. Для их реализации в университете созданы молодежная научная лаборатория ледотехники и молодежная лаборатория геоинформационных систем.
Исследования лаборатории ледотехники сначала носили только фундаментальный характер и были направлены на изучение безопасной эксплуатации автономных подводных аппаратов на малом заглублении. Теперь ученые смотрят гораздо шире: работа ведется над разработкой композитных материалов повышенной прочности на основе льда. Нашим исследователям удалось создать новый композитный материал, несущая способность которого на 300% превышает несущую способность ледяного покрова. Также сотрудники лаборатории разработали технологию по очистке дорожных покрытий от снежного наката толщиной до 20 см путем его разрушения без повреждения дорожного покрытия, до конца года они приступят к испытаниям.
Параллельно с "ледяными" исследованиями ученые молодежной лаборатории геоинформационных систем, которая создана в университете в этом году, заняты оценкой и прогнозированием пожарной опасности. Их цель — создать веб-систему, которая будет предоставлять оперативную информацию о риске возникновения пожаров. База данных, где анализируются многолетние данные, уже создана, разработана архитектура веб-системы, на их основе разрабатывается приложение. Оно будет доступно как на мобильных устройствах, так и на компьютерах, чтобы пользователи получали актуальную информацию о пожарной опасности в конкретных местах и в определенное время. Это поможет не только обезопасить людей, но и ограничить доступ в леса в периоды высокой пожарной опасности.
— Уделяется ли в вузе, который носит имя великого писателя, внимание гуманитарным наукам?
— Развивается и гуманитарное направление научно-исследовательской деятельности. Так, в вузе создана лаборатория ценностно-смысловых компетенций под научно-методическое обеспечение задач в области молодежной политики по анализу состояния гражданской и региональной идентичности молодежи Дальневосточного федерального округа, разработке и обоснованию технологических и методических инструментов по ее формированию.
Специалисты уже начали исследовать общероссийскую гражданскую и региональную идентичность молодых людей, живущих в ЕАО, им удалось создать комплексную программу формирования и укрепления общероссийской гражданской и региональной идентичности "Жить, учиться и работать на Дальнем Востоке". Для студентов, обучающихся на педагогических направлениях, разработана и введена дисциплина "Воспитание российской гражданской идентичности школьников".
— Изменился ли за этот насыщенный год подход к образовательным программам?
— Весь этот год мы работали над повышением компетенций наших заведующих кафедрами, деканов, активных педагогов в части проектирования образовательных программ. Специалисты обучались на очень мощных сторонних площадках, например в "Сколково". А в стенах университета мы проводили стратегические сессии с привлечением внешних экспертов. В результате мы создали целевую модель образовательного процесса на примере инженерного и педагогического образования, на которое делаем ставки.
Второе. Безусловно, есть программы, от которых мы отказались. Надо понимать, что и это не одномоментные решения. Это же всегда по живому: люди, ставки, отношения. Но мы понимаем вектор развития, договариваясь внутри, через осознание и принятие изменений.
Третьим новым направлением для нас стала интеграция с предприятиями. Например, мы занялись опережающей подготовкой кадров для горнодобывающей отрасли, потому что наши выпускники будут востребованы на предприятиях, которые строятся на Дальнем Востоке инвесторами.
— Вуз готовит кадры и сотрудничает с организациями по всему Дальневосточному федеральному округу. А как университет влияет на жизнь в ЕАО?
— Университет в рамках программы "Приоритет-2030" ориентирован на поддержку региона и содействие его развитию. К примеру, мы разработали учебные пособия для изучения малой родины — по географии, литературе и истории ЕАО. Издания станут содержательной и методической поддержкой для педагогов. Вуз запустил магистерскую программу "Управление образовательными системами", разработал, реализовал и готов к масштабированию образовательной программы дополнительного профессионального образования "Управляй современной школой".
Еще мы открыли уникальный, единственный в ЕАО Центр еврейской культуры, где у молодежи формируется аутентичный образ территории. Университет участвует в мероприятиях, включенных в мастер-план Биробиджана, наши сотрудники формируют концепцию креативного кластера, разрабатывают сувенирную продукцию с региональной айдентикой, разработали колоритные костюмы для официальных мероприятий области.
Программа "Приоритет-2030" — очень мощный инструмент развития, мы чувствуем это на себе. Мы за 35 лет существования вуза не имели таких возможностей и не двигались с таким ускорением, как сейчас. Это большая ответственность и невероятный драйв. Сегодня уверенно можем говорить, что вуз из ЕАО участвует в технологическом развитии всей страны!