Испытательный полигон для испытаний устройства для очистки ледяного наката создали в ПГУ им. Шолом-Алейхема. Испытания оборудования, которое будет использоваться в сфере ЖКХ, начнутся уже этой зимой.
В рамках реализации Программы развития «Приоритет 2030» при Молодежной научной лаборатории ледотехники ПГУ им. Шолом-Алейхема для развития прикладных направлений исследований построен испытательный полигон и открыт научно-производственный цех.
Лаборатория ледотехники создана на базе уникального опытового ледового бассейна и изучает вопросы механики разрешения льда в условиях изгибно-гравитационного резонанса. Научно-производственный цех, оснащенный современным обрабатывающим оборудованием, в том числе станками с ЧПУ и 3D принтерами используется студентами, аспирантами и молодыми учеными вуза для разработки и изготовления прототипов устройств, способных эффективно разрушать снежный и ледяной накат на дорогах без повреждения твердого дорожного покрытия.
Для проведения стендовых испытаний и получения эксплуатационных характеристик устройства был спроектирован и изготовлен специализированный испытательный полигон, оснащенный необходимым измерительным оборудованием. Проведенные предварительные испытания первого прототипа и численные расчеты показали высокую эффективность предложенного способа борьбы с обледенением на дорогах.
Конструкция устройства позволяет разрушать накат толщиной до 20 см без использования специальной уборочной техники, так как может буксироваться внедорожным или грузовым автомобилем. Прототип был разработан и собран студентами и аспирантами университета на базе ранее запатентованных идей.
«Разрушение наката осуществляется с помощью специальных элементов, выполненных в виде дисков диаметром до 40 см, посаженных на оси, сопряженные между собой по направлению движения под углом более 180 градусов. В зависимости от характеристик наката угол между осями может изменяться. Диски пассивно вращаются от буксирующего усилия и сил трения между ними и поверхностью наката. Для создания необходимых скалывающих усилий элементы нагружаются соответствующей вертикальной нагрузкой. Кромка каждого диска имеет угол заточки, обеспечивающий максимальную интенсивность скола ледяного и снежного наката. Расстояние между ними выбирается так, чтобы обеспечить отделяемость от дорожного покрытия фрагментов наката», — рассказал кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией Виталий Земляк.
Использование испытательного полигона также позволяет расширить линейку прототипов, что позволит создавать устройства способные более эффективно решать конкретные задачи потенциальных заказчиков из сферы ЖКХ, дорожных и аэродромных служб.
Готовятся к испытаниям запатентованные технические решения в виде независимой подвески, для режущих элементов позволяющие исключить возможность повреждения сопутствующей дорожной инфраструктуры при очистке дорог, например сооружений для доступа к подземным коммуникациям и бордюрного камня. Использование дисков с эксцентриситетом, смещенным центром тяжести, размещение дополнительных выброустройств способных генерировать вертикальные и горизонтальные колебания с изменяемой частотой. Рассматривается вариант использования мобильного варианта устройства размещенного на беспилотной платформе для очистки тротуаров и дворов жилых комплексов.