ПГУ имени Шолом-Алейхема присоединяется к патриотической акции «Научный полк»

ПГУ имени Шолом-Алейхема запускает серию публикаций в рамках патриотической акции Министерства науки и высшего образования РФ «Научный полк». Мы вспомним истории о людях, которые в годы Великой Отечественной войны своим подвигом внесли вклад в Победу и имеют непосредственное отношение к университету, его студентам, сотрудникам и преподавателям.

Наум Давидович Хайкин

Наум Давидович Хайкин родился 2 июля 1906 года в Илие, в западной Белоруссии. Он был старшим сыном в большой семье: у Наума Давидовича было 4 брата – Залман, Мендл, Ихиезкель и Лебл – и младшая сестра Гитл. Отец его был раввином, поэтому мальчик учился в религиозной школе. После ее окончания он поступил в Вильно в Учительский институт, где изучал историю. Получив образование, Наум Давидович был назначен заведующим в детскую колонию для сирот.

25 августа 1927 года в Вильнюсе прадедушка женился на прабабушке Евгении. До войны у них родились три дочери: Сарра, Мира и моя бабушка Рахиль.

В 1939 году началась война. Германия напала на Польшу, стали бомбить и Вильно. Наум Давидович уехал к родителям в Илию. Вскоре он нашёл работу недалеко, километрах в 30 от Илии, в районном центре Куренцы. Но война догнала беглецов. Немцы стремительно продвигались по Белоруссии, и в Куренцах началась эвакуация. 24 июня 1941 года на двух подводах Наум Давидович с семьёй отправился в путь. Но в одной из деревень, встретившихся на пути, вторую подводу отдали многодетной семье, у которой не было ни лошадей, ни телеги. Ехали по ночам, а днем прятались в лесах. В Калуге пересели на поезд, и оттуда отправились в Ташкент, а затем – в Самарканд. Уже оттуда весной 1942 года Наума Давидовича призвали на фронт. Он служил на Южном (Сталинградском) фронте, а затем – на Кавказе. В том же 1942 году прадедушка был награжден медалью «За отвагу» за то, что под постоянным обстрелом организовал бесперебойное снабжение своего подразделения горячими завтраками и обедами. В 1944 году Наум Давидович был тяжело ранен и около года лечился в госпиталях. По редкой удаче, в конце концов он попал в госпиталь в Самарканде, где жила его семья.

После выздоровления и выписки из госпиталя прадедушка получил отпуск на две-три недели, после которого на фронт его больше не отправили, а мобилизовали на трудовой фронт – начальником планового отдела на нефтепромысел в Баку, где он проработал до 1947 года. Из Баку он отправил запрос в Илию и узнал, что деревни больше не существует и все ее население уничтожено фашистами. Это оказалось неправдой: двое братьев Наума Давидовича выжили и много лет спустя мы узнали, что они с семьями обосновались в Израиле. Но мой прадедушка, увы, до конца жизни этого так и не узнал.

Поняв, что возвращаться ему некуда, Наум Давидович в 1948 году увез семью, в которой на тот момент было уже четыре дочери, на Дальний Восток, в Еврейскую автономную область. Они поселились в Биробиджане. Здесь прадедушку определили руководителем артели «Дельта», которая занималась лесозаготовками.

До конца жизни прадедушка оставался увлеченным книгочеем, любил театр и даже сам играл, был замечательным рассказчиком. Только о войне, по словам отца, рассказывать не любил.

                                                                                                          Е.М. Спивакова

На фото 1 Наум Давидович Хайкин.

На фото 2 Наум Давидович Хайкин слева.

На фото 3 Наум Давидович Хайкин в центре в белой форме.

На фото 4 Наум Давидович Хайкин третий слева в первом ряду.