ПРИМЕНЕНИЕ МКПА ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПС-220 БИРОБИДЖАН
А. П. Афанасьев, Д. А. Осинский
Стр. 9 - 19
Аннотация
А. П. Афанасьев, Д. А. Осинский
Рассмотрено явление двухчастотного асинхронного режима как наиболее характерного и часто встречающегося в энергосистемах. Выполнены анализ существующих способов регистрации и ликвидации асинхронного режима и описание их принципов работы. На основе программного комплекса RUSTab смоделирован эксперимент, имитирующий асинхронный режим и синхронные качания на участке сети, входящем в ОЭС Востока. Определены состав и параметры управляющих воздействий, позволяющих ликвидировать асинхронный режим без изменения топологии сети. Полученные результаты показали эффективность применения данных способов выявления асинхронного режима на базе построенной модели.
ОСОБЕННОСТИ СБОРА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ УМНОГО ГОРОДА
А. С. Васильев, О. Я. Дубей
Стр. 20 - 28
Аннотация
А. С. Васильев, О. Я. Дубей
Статья рассматривает возможные способы улучшения качества городской среды на основе современных концепций умного города. Одним из важных этапов при создании проекта комфортной городской среды является изучение и формирование общественного мнения жителей города о необходимости реализации проекта. Цель данной работы — собрать исходные данные при подготовке проекта общественного пространства, а также разработать план функционального зонирования пространства, который даст точное представление о том, какое будет пространство.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО «ПГУ ИМ. ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА»)
М. В. Ильиных
Стр. 29 - 41
Аннотация
М. В. Ильиных
В статье рассмотрены вопросы применения методов искусственного интеллекта при прогнозировании энергопотребления (на примере ФГБОУ ВО «ПГУ им. Шолом-Алейхема»). Для применения методов искусственного интеллекта при прогнозировании энергопотребления предлагается подход, основанный на использовании алгоритма обучения Левенберга — Марквардта и сети с прямым распространением данных и обратным распространением ошибки Feed-forward backprop
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФФЕКТИВНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА ПАРНОЙ НАГУЗКОЙ РЕЗОНАНСНЫМ МЕТОДОМ
В. Л. Земляк, В. М. Козин, А. С. Васильев, Е. А. Плеханова
Стр. 42 - 50
Аннотация
В. Л. Земляк, В. М. Козин, А. С. Васильев, Е. А. Плеханова
Предложены новые способы разрушения ледяного покрова на мелководье резонансным методом, которые заключаются в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг к другу.
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА
В. М. Козин, В. Л. Земляк
Стр. 51 - 56
Аннотация
В. М. Козин, В. Л. Земляк
Предложен новый способ моделирования ледяного покрова в опытовом бассейне. Моделирование осуществляют при комнатной температуре с использованием в качестве модельного материала вещества легче воды, например, саломаса, который предварительно нагревают до температуры выше его температуры плавления и смешивают с керосином в нужной пропорции. Способ позволяет снизить затраты на проведение модельных экспериментов и повысить их эффективность.
СПОСОБЫ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРУШЕНИЯ ЛЬДА РЕЗОНАНСНЫМ МЕТОДОМ СУДАМИ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
В. М. Козин, В. Л. Земляк, Д. С. Жуков
Стр. 57 - 69
Аннотация
В. М. Козин, В. Л. Земляк, Д. С. Жуков
Предложены способы для повышения эффективности разрушения ледяного покрова резонансным методом судами на воздушной подушке. Описаны устройства, позволяющие определять и поддерживать величину резонансной скорости движения нагрузки.
ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПРИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ (Г. БИРОБИДЖАН)
А. В. Борзова, Н. Ю. Коргина
Стр. 70 - 74
Аннотация
А. В. Борзова, Н. Ю. Коргина
В статье представлен опыт работы педагогического коллектива ФКОУ СОШ УФСИН России по ЕАО по организации воспитательных мероприятий для воспитанников Биробиджанской воспитательной колонии. Основное внимание при организации воспитательной работы в школе уделяется вопросам приобщения воспитанников к социально одобряемым ценностям. Сам факт пребывания в пенитенциарном учреждении говорит о том, что ценности индивидуального сознания воспитанников расходятся с ценностями правомерного поведения и социального порядка. Анализ проведённой работы показал, что мероприятия с привлечением различных внешних организаций имеют значительный воспитательный эффект, вызывая позитивные ценностные изменения в структуре индивидуальной мотивации, закрепляя социально одобряемый опыт взаимодействия.
О ГРАФИЧЕСКОМ МЕТОДЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Д. А. Кириллова
Стр. 75 - 83
Аннотация
Д. А. Кириллова
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает ориентацию на личностные, метапредметные и предметные результаты образования. По степени значимости для успешности ученика в жизни метапредметные результаты превалируют над предметными, но в настоящее время нет достаточно прозрачных методик их формирования, а также средств оценки качества их достижения. Цель работы — исследовать возможности графического метода решения текстовых задач как способа формирования метапредметных результатов образования. Решение текстовых задач играет ключевую роль в осознании того, что математика не является наукой, оторванной от реальной жизни. Всякую формулу можно наполнить жизненным содержанием, и, наоборот, изучая реальные явления, можно описывать их математическими моделями. Исследование взаимосвязей разных разделов математики, в частности, графической иллюстрации, геометрических образов и алгебраических выражений учат школьников мыслить «объёмно», понимать взаимопроникновение различных понятий не только в области математики, но и в других предметных областях. Как показал опыт, ученики, освоившие графический метод, в дальнейшем показывают лучшие результаты не только в учебной деятельности. Они чаще принимают участие в конкурсах учебных исследований в разных предметных областях, успешно проходят конкурсный отбор в образовательные учреждения высшего образования. Графический метод решения текстовых задач способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся. Этот метод позволяет раскрыть не только связь между реальными процессами и математическими формулами — их моделями, но и позволяет шире смотреть на задачи, возникающие как в учебной практике, так и за пределами школьной парты.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Д. В. Лучанинов
Стр. 84 - 92
Аннотация
Д. В. Лучанинов
Целью статьи является изучение эффективности использования интерактивных средств обучения при организации занятий дисциплин, посвящённых программированию, в дистанционном формате. Различные интерактивные средства широко используются в настоящее время для организации элементов очного обучения, в основном для поддержки и самостоятельной работы студентов. Однако использование этих средств в дистанционном формате, а также исследование возможности расширения и модификации форм занятий в данных условиях представляются достаточно актуальной задачей для изучения. Обучение с применением данных средств проходит в три этапа: подготовительный, процедурный и контрольный. В основе применения таких средств стоит принцип индивидуализированного обучения, в котором каждый студент обучается в рамках собственного графика, получает персональные консультации преподавателя, имеет личное образовательное пространство. В качестве проверки эффективности исследования было организовано обучение по трём дисциплинам: «Технологии программирования», «Человеко-машинное взаимодействие» и «Алгоритмы и структуры данных». Приамурский государственный университет имени ШоломАлейхема являлся экспериментальной базой исследования. Было выявлено, что использование интерактивных средств обучения при организации занятий позволяет увеличить эффективность дисциплин, посвящённых программированию, в дистанционном формате. Результаты исследований показывают, что в экспериментальной группе улучшение составило 30 процентов, в то время как в контрольной группе улучшение дало лишь 17 процентов. Дальнейшие исследования могут быть связаны с использованием подобных систем для наращивания набор
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
А. С. Смирнова
Стр. 93 - 100
Аннотация
А. С. Смирнова
Статья посвящена изучению мирового опыта организации дистанционного (электронного) обучения студентов в условиях распространения коронавирусной инфекции Covid-19. Вопросы организации дистанционного обучения в вузах рассматриваются с трёх позиций: трудности, связанные с развитием информационной образовательной среды вуза и готовностью профессорско-преподавательского состава к использованию образовательных технологий в учебном процессе в режиме on-line; с качеством обучения, зависящим от уровня учебной мотивации студентов, с отсутствием у ряда студентов дома, в общежитиях достаточного количества современных и надежных коммуникационных средств (компьютеров, ноутбуков, планшетов) и высокоскоростных каналов связи; с технической неготовностью интернет-ресурсов к возросшему объёму информации и количеству участников.
Описаны возможности решения проблемы организации качественного и доступного дистанционного обучения через интеграцию новых элементов электронного обучения (синхронные и асинхронные онлайн-дискуссии, онлайн-форумы) в существующую традиционную систему образования. Выделено преимущество дистанционного обучения перед традиционным — свобода времени и места обучения, так как лекционная аудитория больше не единственное место, куда студент приходит за знаниями, потому что каждый человек из любой точки мира, если у него есть необходимое компьютерное оборудование и программное обеспечение, может построить собственную образовательную траекторию. Следовательно, доступ к учебным материалам не зависит сегодня от пола, культуры, убеждений, ограниченных физических возможностей.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Б. Е. Фишман, О. В. Буховцева, О. А. Фокина, И. Л. Пицюк
Стр. 101 - 109
Аннотация
Б. Е. Фишман, О. В. Буховцева, О. А. Фокина, И. Л. Пицюк
В статье представлена концепция обновлённой системы педагогического сопровождения адаптации студентов к среде вуза. Целью системы является содействие самоопределению каждого студента первого курса в социокультурной среде вуза, формирование его жизненной и профессиональной позиции. Деятельность куратора в этой системе ориентирована на развитие и функционирование студенческого сообщества. Описана модульная программа педагогического сопровождения деятельности студентов куратором. Представлены результаты диагностики уровня адаптации студентов к социокультурной среде вуза.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Б. Е. Фишман, Б. С. Кузьмина, Н. Б. Москвина, М. Х. Фишбейн, И. Л. Пицюк
Стр. 110 - 125
Аннотация
Б. Е. Фишман, Б. С. Кузьмина, Н. Б. Москвина, М. Х. Фишбейн, И. Л. Пицюк
В статье представлена двухкритериальная методика диагностики состояния субъективного благополучия преподавателей вуза в их деятельности, а также результаты реализации этой методики. Массив первичных данных для оценки состояния рассматриваемого субъективного благополучия формируется с помощью метода попарного сравнения конкретных компонентов профессиональной деятельности преподавателя вуза. При сравнении последовательно используются два критерия: 1) важность, значимость каждого из компонентов профессиональной деятельности; 2) временная затратность преподавателя на каждый из этих компонентов. Апробация методики показала, что у преподавателей вуза имеет место дифференциация состояния субъективного благополучия по отношению к разным компонентам своей профессиональной деятельности. Показано, что состояние многих преподавателей, связанное с их деятельностью, можно охарактеризовать как внутреннее напряжение или ценностно-смысловой конфликт.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СПОСОБНОСТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ
Т. В. Борзова, Е. С. Плотникова
Стр. 126 - 139
Аннотация
Т. В. Борзова, Е. С. Плотникова
В статье рассматривается проблема самореализации студентов с разным уровнем способности к самоуправлению. Актуальность данного исследования определяется значимостью изучения личностных факторов, определяющих успешность самореализации личности. Одним из таких факторов является способность к самоуправлению, которая, на наш взгляд, во многом определяет самореализацию личности. Цель исследования — выявление специфики самореализации студентов с разным уровнем способности к самоуправлению. Для реализации поставленной цели проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 140 студентов в возрасте от 17 до 25 лет. В качестве диагностического инструментария выбраны следующие методики: тест «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова; «Опросник самореализации» С. И. Кудинова. Испытуемые в процессе анализа эмпирических данных были разделены на пять групп (по уровню развития способности к самоуправлению), в которых изучались специфические различия параметров их самореализации. В результате проведённого анализа выявлено, что самым благоприятным для самореализации уровнем способности к самоуправлению является уровень выше среднего. Студентам с таким уровнем способности к самоуправлению свойственно проявление активности и оптимизма, в процессе самореализации у них одинаково на высоком уровне проявляются социально-корпоративные и субъектно-личностные установки самореализации, в равной степени присутствуют эгоцентрические и социоцентрические мотивы, не выражены деструктивность и барьеры самореализации. Самыми неблагоприятными для самореализации стали низкий и высокий уровни способности к самоуправлению, так как в группах этих испытуемых выявлены следующие специфические особенности: преобладание пассивности над активностью, преобладание эгоцентрической мотивации самореализации над социоцентрической, низкий уровень конструктивности самореализации при наличии социальных и личностных барьеров.
САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ ВУЗА
Т. В. Борзова, Е. С. Плотникова
Стр. 140 - 148
Аннотация
Т. В. Борзова, Е. С. Плотникова
В статье рассматривается самодетерминация студентов разных курсов вуза. Самодетерминация — это собственная активность человека, основным критерием которой является способность человека гибко взаимодействовать с окружающим миром, сочетая в себе автономию поведения и гармонию с окружающей средой (Э. Дейси и Р. Райан), свободу и ответственность (Д. А. Леонтьев). Эмпирическими методами исследования выступали следующие методики: «Тест самодетерминации» Е. Н. Осина — модификация шкалы самодетерминации К. Шелдона; «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; тест «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова. В результате исследования, проведённого на 124 респондентах в возрасте от 17 до 22 лет, получены данные о различиях в уровне развития составляющих компонентов самодетерминации (автономии, самовыражения, осмысленности жизни и способности к самоуправлению). Так, для первокурсников характерно стремление к свободе выбора и повышенная значимость самостоятельного определения хода собственной жизни (автономия), но при этом они чувствуют, что не всегда жизнь соответствует их ожиданиям (самовыражение). Студенты второго курса переживают ощущение, что жизнь проживается не так, как хотелось бы (осмысленность жизни), но в целом имеют средние показатели по остальным составляющим самодетерминации (автономии, самовыражения, способности к самоуправлению). У студентов третьего курса заметно снижены показатели автономии и осмысленности жизни, им в меньшей степени свойственно ощущение свободы выбора, однако показатели самовыражения в данной группе респондентов в основном средние. Студенты четвёртого курса в большей степени имеют высокие показатели самовыражения, способности к самоуправлению и осмысленности жизни.