Зона ближайшего развития: диапазон применения понятий в образовательном пространстве вуза
Гутман Валерия Владимировна
Стр. 5 - 10
Аннотация
Гутман Валерия Владимировна
В статье предлагается переосмысление введённого Л.С. Выготским понятия «зоны ближайшего развития», его адаптация к студенческому возрасту. Также рассматриваются возможности применения этого понятия к решению проблемы организации образовательной деятельности как самообразования.
Подготовка студентов к самостоятельной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению коммуникативного развития младших школьников с нарушениям интеллекта
Емельянова Ирина Алексеевна
Стр. 11 - 16
Аннотация
Емельянова Ирина Алексеевна
В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов к изучению и формированию коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта, обучающихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Дано описание соответствующих приемов и методов по формированию у студентов теоретических знаний и практических навыков осуществления диагностической и коррекционной деятельности в рамках указанной проблемы.
Проблема готовности педагогов к психолого-педагогическому сопровождению развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения
Карынбаева Ольга Владимировна
Стр. 17 - 22
Аннотация
Карынбаева Ольга Владимировна
В статье отражена проблема готовности педагогов к организации и осуществлению психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения. Показано, что одним из путей ее решения является подготовка и переподготовка учителей-дефектологов к работе в новых условиях совместного обучения, а также вооружение необходимыми знаниями педагогов массовых общеобразовательных учреждений.
Теоретические аспекты проблемы экологической деятельности школьников с нарушением интеллекта
Лагунова Наталья Витальевна
Стр. 23 - 30
Аннотация
Лагунова Наталья Витальевна
В статье рассматриваются понятия «компетентность», «экологическая компетентность», составляющие компоненты этих понятий. На основе анализа теоретических положений определены причины, порождающие проблемы в экологической деятельности учащихся с нарушением интеллекта.
Дополнительный материал и его роль в процессе обучения на курсах ювелирного мастерства
Рыбоконь Александр Васильевич
Стр. 31 - 37
Аннотация
Рыбоконь Александр Васильевич
В статье рассматриваются основные источники дополнительного материала (фотоальбомы музейных коллекций, торговые каталоги ювелирных фирм, фотоальбомы флоры и фауны и т.д.) и их роль в процессе обучения технологиям ювелирного производства.
О трудностях студентов в учении и их преодолении
Смирнова Анна Сергеевна
Стр. 38 - 42
Аннотация
Смирнова Анна Сергеевна
В статье рассматриваются трудности студентов в учении, обусловленные комплексом объективных и субъективных причин, и возможности педагогической поддержки для преодоления этих трудностей.
Технологические аспекты подготовки педагога к психолого-педагогическому сопровождению эмоционального развития школьников с нарушением интеллекта
Шкляр Наталья Валерьевна
Стр. 43 - 48
Аннотация
Шкляр Наталья Валерьевна
В статье рассматриваются некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития младших школьников с нарушением интеллекта; в поисках путей решения этой проблемы представлены рекомендации для учителей и воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Идентификация как механизм развития уверенности девочки
Врублевская Татьяна Владимировна
Стр. 49 - 56
Аннотация
Врублевская Татьяна Владимировна
«Качество детства» девочки имеет определяющее значение для формирования ее уверенности и сказывается на протяжении всей жизни женщины. Мы связываем благополучное психологическое развитие девочки с ее уверенностью. Формирование уверенности девочки осуществляется благодаря идентификационным процессам. Уверенность девочки формируется, прежде всего, во взаимодействии с матерью и отцом. Также девочка развивает уверенность в собственных силах благодаря взаимоотношениям с другими значимыми взрослыми и ровесницами.
Особенности проявления учащимися с нарушением интеллекта интереса к противоположному полу
Высоцкая Екатерина Сергеевна
Стр. 57 - 62
Аннотация
Высоцкая Екатерина Сергеевна
В статье представлены результаты экспериментального исследования направленного на выявление особенностей проявления интереса к противоположному полу учащихся подросткового возраста с нарушением интеллекта.
Суверенность психологического пространства как основа психологического здоровья личности
Левкова Татьяна Валерьевна
Стр. 63 - 67
Аннотация
Левкова Татьяна Валерьевна
Рассматривается понятие психологического пространства, его суверенности и значимости для сохранения психологического здоровья. Анализируются результаты исследования суверенности психологического пространства студентов гуманитарного вуза.
Рефлексивный подход к формированию конфликтной компетентности специалиста
Македон Татьяна Андреевна
Стр. 68 - 73
Аннотация
Македон Татьяна Андреевна
В статье идет речь о современном подходе к формированию социальных компетенций специалиста. Рассматривается рефлексия как условие и средство развития понимания противоречивости образовательного процесса. Такое понимание способствует развитию одной из важнейших социальных компетенций - конфликтной. Представлен алгоритм организации рефлексивного образовательного процесса.
Личностные аспекты профессиональной подготовки педагогов
Шаповалова Ольга Евгеньевна
Стр. 74 - 81
Аннотация
Шаповалова Ольга Евгеньевна
В статье рассматривается проблема повышения качества профессиональной подготовки педагогических кадров для системы общего и специального образования. Причем основное значение придается не содержанию образовательных программ и не методике организации учебных занятий, а формированию и развитию у будущих учителей личностной готовности к педагогической деятельности. Статья содержит представительную выборку испытуемых.
Риск в социальном пространстве
Луценко Екатерина Леонидовна
Стр. 82 - 89
Аннотация
Луценко Екатерина Леонидовна
В статье рассматривается риск в социальном пространстве. Автор опирается на труды таких ученых, как М. Вебер, Н. Луман, Р. Льюис, и др. Изучение рисков в современном обществе стало насущной потребностью. Чем дальше оно продвигается по пути научно-технического прогресса, тем больше рискует. Кроме того, люди все чаще принимают решения при наличии не одной, а множества альтернатив. Значит, и здесь возрастает уровень риска. Несмотря на это, изучение риска еще не стало сферой фундаментального научного исследования.