СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ДИНАМИКИ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МИРА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В. Г. Артемьев, Т. М. Позднякова
Стр. 9 - 18
Аннотация
В. Г. Артемьев, Т. М. Позднякова
Статья посвящена одному из важнейших направлений современных географических исследований — географии населения. Представлен обзор статистических данных международных организаций о численности населения Земли в целом, а также в контексте регионов, субрегионов и некоторых стран мира. Выявлена общая динамика численности населения. Показаны основные изменения, которые произошли в распределении населения по регионам и странам мира к настоящему времени. Раскрыты ключевые факторы, влияющие на численность населения. Особое место среди них отведено естественному приросту и специфике воспроизводства населения как факторам, непосредственно определяющим его возрастную структуру с учётом уровня социально-экономического развития стран и регионов. Отмечены также некоторые особенности направленности миграционных потоков в современном мире, в частности, выделены регионы, которые являются наиболее привлекательными для мигрантов (преимущественно в целях трудовой миграции). Естественное и механическое движение населения в совокупности определяют численность и распределение населения по регионам мира. С их учётом даны комментарии к долгосрочному прогнозу Организации Объединённых Наций по изменению численности населения регионов мира к 2100 году и показаны основные тенденции этих изменений.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНОПОПУЛЯЦИЙ ВЕНЕРИНОГО БАШМАЧКА НАСТОЯЩЕГО CYPRIPEDIUM CALCEOLUS L. В ЗАПОВЕДНИКЕ «БАСТАК»
В. А. Горелов, Е. С. Лонкина
Стр. 19 - 27
Аннотация
В. А. Горелов, Е. С. Лонкина
В работе представлено описание трёх ценопопуляций венериного башмачка настоящего (Cypripedium calceolus L.), редкого вида, включённого в Красные книги Российской Федерации и Еврейской автономной области. Современное состояние описанных ценопопуляций венериного башмачка можно оценить как стабильное, основные морфметрические показатели особей на пробных площадях показывают положительную динамику, что, скорее всего, связано с благоприятными экологическими условиями для произрастания этого вида на данной территории и отсутствием антропогенного и природного давления
РОЛЬ ЗЕЛЁНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Д. В. Жучков, В. П. Макаренко
Стр. 28 - 37
Аннотация
Д. В. Жучков, В. П. Макаренко
В работе обобщены подходы к определению функций зелёных насаждений, необходимых в формировании комфортной городской среды. В основу исследования положены аналитические и синтетические методы исследования. Материалами для работы послужили нормативно-правовые документы и научные публикации по теме исследования. Отмечено, что использование зелёных насаждений при планировании городской среды способствует повышению качества и комфортности условий для проживания. Растения в городе выполняют несколько важных функций: средоформирующую, защитную, санитарногигиеническую, рекреационную. Перспективным направлением является управление озеленёнными территориями с целью достижения целей устойчивого развития городов. Планирование озеленения должно быть основано на учёте индивидуальных характеристик каждой функциональной единицы города. Подбор растительности для целей озеленения городской территории должен опираться преимущественно на аборигенные виды как наиболее приспособленные к условиям, в которых развивается урбосистема.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Д. И. Баранова, И. А. Гребенникова
Стр. 38 - 45
Аннотация
Д. И. Баранова, И. А. Гребенникова
В данной статье рассматриваются особенности аудирования на уроках английского языка в начальной школе. Рассматриваются различные аудитивные упражнения, направленные на повышение навыка аудирования у младших школьников. Целью данной статьи является выявление особенностей обучения аудированию на уроках английского языка в начальной школе. В работе авторы статьи подчёркивают важность обучения аудированию именно на начальном этапе занятий.
РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПРИ СИНХРОННОМ ОБУЧЕНИИ
Л. Ю. Глебенко, И. А. Гребенникова
Стр. 46 - 51
Аннотация
Л. Ю. Глебенко, И. А. Гребенникова
Актуальность темы, представленной в статье, обусловлена тенденцией развития мирового сообщества в рамках мультикультурализма, равенства всех культур, толерантного отношения к культурному разнообразию и культурным особенностям других народов. Тенденция к толерантности в межэтнических отношениях в мире решается посредством развития поликультурной личности. Решение проблемы развития поликультурной компетентности приобретает существенное значение, так как важной характеристикой личности является эмоционально устойчивое отношение к различным культурам, лежащие в основе социальных компетенций толерантность и продуктивный опыт межкультурной коммуникации, готовность к диалогу культур. Синхронное обучение предполагает, что контакт между преподавателем и обучающимися происходит мгновенно и новые задания поступают по мере выполнения предыдущих. Взаимодействие происходит в режиме реального времени, когда можно отслеживать и оценивать реакцию студентов на информацию, отвечать на вопросы, выбирать подходы и методы обучения.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ «ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Л. Ю. Глебенко, Л. Б. Кривошеева
Стр. 52 - 56
Аннотация
Л. Ю. Глебенко, Л. Б. Кривошеева
Поколения школьников обучались по одному и тому же принципу, старательно конспектируя общетеоретический материал в упражнениях и выполняя множество заданий. Но инновационные технологические процессы вносят коррективы в привычную организацию учебного процесса на уроках английского языка: возникают новейшие способы подачи информации. Непосредственно вследствие вездесущей цифровизации стало возможным появление модели «перевёрнутого класса». Статья представляет собой исследование эффективности использования методики «перевёрнутого класса» в обучении английскому языку.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
И. А. Гребенникова, А. В. Бондаренко
Стр. 57 - 61
Аннотация
И. А. Гребенникова, А. В. Бондаренко
В настоящее время нет необходимости доказывать ценность иностранного языка в современном мире. В последние годы наблюдается значительный рост интереса к иностранному языку как средству международного общения. Учащиеся разного возраста, приступая к изучению иностранного языка, в первую очередь, хотят научиться говорить на этом языке. В настоящее время социокультурный контекст изучения иностранных языков сильно изменился: значительно возросли их образовательные и самообразовательные функции, профессиональная ценность на рынке труда. Обучение иностранному языку на современном этапе ставит своей целью формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
И. А. Гребенникова, К. А. Павлычева
Стр. 62 - 68
Аннотация
И. А. Гребенникова, К. А. Павлычева
В статье представлено описание метода тестирования как одной из форм контроля знаний учащихся по иностранному языку. Статья посвящена необходимости использования тестирования как эффективного способа оценки знаний при преподавании английского языка в школе. Также раскрываются требования, предъявляемые к тестам, и их преимущества и недостатки. Тестирование рассматривается как неотъемлемая часть любого учебного процесса. Тестовая форма контроля на сегодняшний день остаётся наиболее актуальной. Тесты выполняют такую важную функцию, как повышение интереса учащихся к английскому языку. И это, безусловно, повышает эффективность и качество образования.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ УМЕНИЙ
Д. Р. Шебанова, И. А. Гребенникова
Стр. 69 - 74
Аннотация
Д. Р. Шебанова, И. А. Гребенникова
В данной статье представлены результаты теоретического исследования сущности игры, её классификаций, роли в обучении иностранном языку, а также методические и организационные аспекты применения игр на уроках иностранного языка. Ключевые слова: игра, урок иностранного языка, взаимодействие, иноязычные умения, методические и организационные аспекты.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ПОРТАЛА «1С: УРОК»
Н. В. Эйрих
Стр. 75 - 91
Аннотация
Н. В. Эйрих
В статье рассматривается внедрение элементов исследования и эксперимента в учебный процесс с использованием виртуальной лаборатории «Графики функций» портала «1С: Урок». Показываются возможности использования виртуальных лабораторий портала при изучении различных функций в школьном курсе математики. Содержательнометодическая линия «Функции и графики» относится к одной из основных в курсе математики средней школы. Функции и инструментарии их исследования являются наиболее удобным и полезным средством для установления связей между разными характеристиками процессов и явлений в различных сферах человеческой деятельности. Большое внимание в Федеральных образовательных программах основного общего образования и среднего общего образования уделяется формированию умения исследовать функции и строить их графики, так как это тесно связано и с математическим анализом и с решением уравнений и неравенств. В качестве примера приведены несколько фрагментов уроков, на которых учащиеся выявляют и исследуют свойства и графики линейных, степенных, показательных и логарифмических функций. Знакомство с логарифмической функцией предлагается провести в виде лабораторной работы «Логарифмическая функция, её свойства и график». Таким образом организованная учебно-исследовательская деятельность на уроках математики позволяет развить у обучающихся наблюдательность, умение находить закономерности, абстрагироваться, использовать аналогию, обобщать и конкретизировать проблему.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ
Н. В. Эйрих, Н. В. Маркова
Стр. 92 - 105
Аннотация
Н. В. Эйрих, Н. В. Маркова
В статье описывается опыт применения технологий электронного обучения математике в современном образовательном процессе вуза. Авторы придерживаются той точки зрения, что элементы электронного обучения, методически грамотно встроенные в образовательный процесс, позволяют в достаточной мере обеспечить качественное обучение математике. При реализации учебного курса математики авторы используют оригинальные компьютерные программы, интернет-тренажёры, веб-игры, конструкторы онлайн-тестов, что позволяет реализовать компонент интерактивного взаимодействия технологий электронного обучения. При этом студенты получают возможность самостоятельно отрабатывать различные вычислительные навыки без контроля со стороны преподавателя. Представлены результаты эксперимента, который был проведён со студентами первых курсов технических направлений подготовки в течение пяти лет. Проведённый эксперимент подтвердил эффективность применения интерактивных компьютерных программ, тренажёров, веб-игр и онлайнтестирования при электронном обучении математике. В частности, качественная академическая успеваемость в экспериментальной группе выросла на 8,4 %.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ BIM-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РАСЧЁТНОЙ МОДЕЛИ ВОДНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В Г. БИРОБИДЖАНЕ
А. С. Васильев, С. В. Колесников, В. Ю. Чжоу
Стр. 106 - 114
Аннотация
А. С. Васильев, С. В. Колесников, В. Ю. Чжоу
Цель данной работы заключается в исследовании применения BIM-технологий на основе программного комплекса «САПФИР» и переноса расчётной модели в ПК «ЛИРА-САПР». Выявлено, что такой перенос сопряжён с рядом трудностей. В рамках данного исследования было спроектировано одноэтажное здание водно-оздоровительного комплекса с учётом современных нормативных требований и документов. Здание по своему назначению относится к реакреационному и предназначено для занятий общей физической подготовкой и отдыха, в частности, плавания и пребывания в воде. Представленная работа посвящена вариантам проектирования модели чаши бассейна в ПК «САПФИР» с последующим переносом в ПК «ЛИРА-САПР»
СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ПУТЕВЫХ ЗАМЕТКАХ О РОССИИ ТЕОФИЛЯ ГОТЬЕ
В. Д. Галечко-Лопатина
Стр. 115 - 124
Аннотация
В. Д. Галечко-Лопатина
Статья посвящена анализу путевых заметок французского писателя, поэта и путешественника Теофиля Готье. На примере «Путешествия в Россию» показано, как синтез искусств, особенности эстетики парнасской школы, у истоков которой стоял Готье, проявились в художественной практике этого «человека искусства».
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ И СОБЫТИЙНОЙ ХРОНОЛОГИИ В СЮЖЕТЕ «ПОВЕСТИ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛСЯ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ»
П. Н. Толстогузов
Стр. 125 - 131
Аннотация
П. Н. Толстогузов
Хронология событий в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» характеризуется сложным отношением времени рассказчика и повествователя, а также исторического времени к времени событий. В статье описаны нюансы этих временных отношений. Кроме того, описывается феноменология анекдотического времени как антиисторического и легендарного. Автор приходит к выводу, что длительность времени перестает иметь формообразующее значение и может быть редуцирована к одному событию, постоянно возобновляющему себя в тех или иных модификациях (как длящееся «дурное» время, ограниченное только физическими параметрами участников).
ОЦЕНКА ЦИФРОВИЗАЦИИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
П. В. Павлов, Р. И. Баженов
Стр. 132 - 138
Аннотация
П. В. Павлов, Р. И. Баженов
В статье рассматривается тематическое исследование, в котором анализируется степень цифровизации в Сибирском федеральном округе. Для решения проблемы используются официальные данные Федеральной службы статистики и авторский индекс цифровой среды. Результаты исследования показывают текущее состояние цифровизации в регионе. Ключевые слова: индекс цифровой среды, цифровая экономика, цифровая трансформация, региональная экономика, сравнительный анализ.