ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ТЕКСТЕ (СЛУЧАЙ ДЖ. ФАУЛЗА)
Е. С. Аминева
Стр. 9 - 24
Аннотация
Е. С. Аминева
В статье анализируется проблема осмысления классической традиции в постмодернизме. Автор рассматривает различные варианты проявления и реализации интертекстуального диалога в постмодернистском тексте. В качестве ведущего принципа взаимоотношений Джона Фаулза с викторианской традицией впервые предлагается понятие «контрапункт».
ЭССЕ О ХУДОЖНИКАХ ДЖУЛИАНА БАРНСА
В. Д. Галечко-Лопатина
Стр. 25 - 36
Аннотация
В. Д. Галечко-Лопатина
В отечественном литературоведении в последнее время предпринимаются попытки систематизировать романное творчество Джулиана Барнса. Однако малая проза писателя выпадает из предмета исследований. В данной статье анализируется жанр эссе о художнике в контексте развития английской художественной мысли, выявляется своеобразие жанра на примере эссе из сборника Д. Барнса «Открой глаза»
СЛУЖЕБНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПОТОМУ … ЧТО, ОТТОГО … ЧТО, ТЕМ БОЛЕЕ … ЧТО В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Т. В. Гофман, А. В. Курбацкая
Стр. 37 - 45
Аннотация
Т. В. Гофман, А. В. Курбацкая
В статье рассматривается изучение конструктивных характеристик, грамматических особенностей, семантических свойств и особенностей стилистического употребления неодноэлементных дистантных образований потому … что, оттого … что и тем более … что в практике преподавания русского языка как иностранного.
Гребенникова И. А., Зорина Т. О. ПРАГМАТИКА ПЕРЕВОДА СЛЕНГИЗМОВ НА МАТЕРИАЛЕ МОЛОДЁЖНОГО СЕРИАЛА «GROWN-ISH»
И. А. Гребенникова, Т. О. Зорина
Стр. 46 - 52
Аннотация
И. А. Гребенникова, Т. О. Зорина
Вопросы прагматики перевода текста являются актуальными и открывают огромные возможности для изучения в лингвистике. Сленг стал одним из ярких лингвистических явлений, которое на сегодняшний день динамично развивается. В данной статье рассматриваются особенности сленга, проблемы перевода и определяются превалирующие способы перевода сленгизмов на материале молодёжного сериала «Grown-ish»
НАИВНАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ МЕТАЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «УНИЖЕНИЕ»)
Дун Лихун
Стр. 53 - 61
Аннотация
Дун Лихун
В статье рассматриваются особенности концептуализации в обыденном сознании носителей русского и китайского языков юридических терминов и категорий (на примере концептов унижение и оскорбление). Более развёрнуто проанализирован материал русского языка, который выступает фоном для особенностей китайского, при этом акцентируется внимание на различиях научной и наивной картин мира.
ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ РУССКОЙ И КОРЕЙСКОЙ ЯЗЫКОВЫХ КАРТИН МИРА НА МАТЕРИАЛЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ
В. С. Каллаур
Стр. 62 - 66
Аннотация
В. С. Каллаур
В статье рассматриваются национальные праздники Кореи и России как элемент языковой картины мира. Был проведён психолингвистический эксперимент, результаты которого показали, что в целом восприятие русскоязычных и корееязычных носителей отличаются друг от друга. Для носителей корейского языка праздник связан в первую очередь с историей страны, а для русских реципиентов важно само торжество.
ЖАНР ОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. П. ПЕТРОВА: ТРАДИЦИОННОЕ И НОВАТОРСКОЕ
Л. Н. Капуцына
Стр. 67 - 83
Аннотация
Л. Н. Капуцына
Статья посвящена проблеме соотношения традиционного и новаторского в оде В. П. Петрова. Рассмотрен вопрос причины и смысла обращения поэта к одической ломоносовской традиции в неблагоприятное для жанра время. Определена степень следования ей: оставаясь в русле традиции, Петров идёт по пути гиперболизации всех одических приёмов. Особое внимание в статье уделяется выявлению новаторского начала в создании В. П. Петровым образа высокого адресата. Определена смысловая доминанта его од: прославление новой государственной идеологии, аспекты которой выявлены в текстах од Петрова и представлены как целостная концепция. Проанализированы особенности поэтики Петрова, в том числе строфические эксперименты как способ усиления пафоса и динамизма торжественной оды.
Попов Е. Ю. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ РУССКОГО ЯЗЫКА XVII ВЕКА
Е. Ю. Попов
Стр. 84 - 93
Аннотация
Е. Ю. Попов
В статье приводятся научные работы, посвящённые изучению языка деловой письменности XVII века (в силу преемственности приказной и канцелярской систем отчасти и начала XVIII века) в соответствии с территорией создания памятников делового языка. Территориальный признак подготовки региональных документов является неотъемлемой частью наименования научных работ, многообразие которых обусловило интерес к распределению документов не по месту нахождения научной школы, а именно по месту их написания.
МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Е. М. Спивакова
Стр. 94 - 103
Аннотация
Е. М. Спивакова
Статья посвящена актуальной проблеме дистанционного обучения иностранцев русскому языку. Автор ставит перед собой цель выявить возможности применения мультимедийных технологий для повышения эффективности формирования фонетических и лексикограмматических навыков говорения на начальном этапе в условиях видеоконференции на платформе «Zoom». В статье рассматривается ряд проблем, возникающих при переносе занятия по русскому языку как иностранному в формат видеоконференции, и предлагаются пути их решения на основе осмысления собственного педагогического опыта. Этим обусловлена новизна исследования.
КАНТИАНСКАЯ ТРАКТОВКА ГЕНИЯ И ЕЁ САЛЬЕРИАНСКИЙ ДЕРИВАТ
П. Н. Толстогузов
Стр. 104 - 108
Аннотация
П. Н. Толстогузов
В трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» одним из ключевых моментов является концепция художника и художественного творчества. В пушкинском тексте мы постоянно встречаем понятия, имеющие прямое отношение к этой теме: жречество, бессмертный гений, ремесло, божественность, служитель искусства, сын гармонии и другие. О природе творчества в пьесе высказывается в основном Сальери. Его концепция гениальности восходит к авторитетным источникам античности и раннего Нового времени. Один из наиболее важных источников — Иммануил Кант. Суждения Сальери и совпадают, и драматически не совпадают с кантовскими определениями гения. В лице Моцарта Сальери покушается на бессознательное природы, что влечёт за собой целый ряд парадоксов в позиции антагониста.
ПЕРСОНАЖИ ВТОРОГО РЯДА В ТРАГЕДИИ ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»
П. Н. Толстогузов
Стр. 109 - 114
Аннотация
П. Н. Толстогузов
Пушкинская трагедия о Моцарте и Сальери среди других «маленьких трагедий» выделяется самым малым количеством персонажей. В этой ситуации персонажи второго ряда — как сценические, так и несценические — приобретают особое значение. Как и главных действующих лиц, их характеризуют предельная отобранность и символизм. Таковы старик-скрипач, чёрный человек, Бомарше и другие. Персонажи второго ряда символически предопределяют основную схему действия. Они объединяются в группы по признакам функций и характера действий. Некоторые из них гибридны, балансируют на грани реального и фантомного существования (чёрный человек, фантом Моцарта в воображении Сальери).
РЕЧЕВОЙ ЖАНР «ПОХВАЛА» В РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ КОММЕНТАРИЕВ К ВИДЕОСЮЖЕТАМ)
Чжао Чжицян
Стр. 115 - 122
Аннотация
Чжао Чжицян
Статья посвящена речевому жанру похвалы в русских и китайских комментариях к видеосюжетам. Развитие интернет-коммуникации ставит перед лингвистикой задачу рассмотреть специфику речевых жанров в вирутальном пространстве: формируется виртуальное жанроведение как новое направление коммуникативистики.
СВЯЗЬ ВЫБОРА СТУДЕНТАМИ ВУЗА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ С ИХ ГЕНДЕРНЫМ ТИПОМ
Т. М. Маслова
Стр. 123 - 130
Аннотация
Т. М. Маслова
В данной статье рассмотрена проблема связи выбора студентами вуза стратегии поведения в конфликте с их гендерным типом. Конфликт — это столкновение мнений, установок, взглядов, стремлений личности (Д. П. Кайдалов, Е. И. Суименко). Стратегиями поведения в конфликте являются компромисс, сотрудничество, соперничество, избегание, приспособление (К. Томас). С. Бем определила гендерный тип как вид социальной идентичности, который характеризует человека с точки зрения его принадлежности к женской или мужской группе и выделила маскулинный, феминный и андрогинный типы. Эмпирическими методами установления связи гендерного типа с выбором стратегии поведения в конфликте мы воспользовались методиками К. Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» для определения психологического пола и Сандры Бем «Маскулинность — феминность». Базой проведения исследования был Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема. В исследовании приняло участие 110 респондентов (55 юношей и 55 девушек), обучающихся на разных направлениях подготовки. С помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона было установлено, что гендерный тип оказывает влияние на компромисс как стратегию поведения в конфликте.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Е. С. Плотникова
Стр. 131 - 140
Аннотация
Е. С. Плотникова
В статье рассматривается исследование эффективности психологического студенческого клуба как формы психологической помощи студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для доказательства эффективности данной формы помощи сравнивались три группы студентов от 17 до 22 лет. Студенты первой группы посещали индивидуальные консультации педагога-психолога и встречи психологического клуба, студенты второй группы посещали только индивидуальные консультации, и студенты третьей группы не посещали ни индивидуальные консультации, ни встречи психологического клуба. Психодиагностическими методами выступали Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса и Методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности. Для выявления достоверности различий между группами вычислялись критерий хи-квадрат и t-критерий Стьюдента. В результате проведённого исследования было доказано, что посещение психологического студенческого клуба совместно с индивидуальными консультациями является эффективной формой помощи студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. У студентов данной группы выявлена положительная динамика снижения напряжённости копинг-стратегий, снижение ситуативной и личностной тревожности. У студентов, посещающих только индивидуальные консультации (среднесрочное консультирование), значимые изменения произошли в снижении ситуативной тревожности и снижении напряжённости только двух копинг-стратегий. В контрольной группе студентов, не посещающих ни индивидуальные консультации, ни встречи психологического клуба, значимых изменений в исследуемых параметрах выявлено не было.