МЕТАЯЗЫКОВАЯ КОННОТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ДИСКУРСЕ ПОСТМОДЕРНА
А. Н. Безруков
Стр. 9 - 17
Аннотация
А. Н. Безруков
Специфика художественного времени в постмодернизме объясняется особой семиотической природой. Интертекстуальная игра смешивает художественное время в интерферентную точку, тем самым регулируя смысловые координаты постмодернистского текста. Методология исследования синтезирует принципы рецептивного подхода, герменевтического толкования текста, структурализма. Новизна работы заключается в конкретизации метаязыковых свойств одной из магистральных категорий литературного произведения.
ИМЯ ХУДОЖНИКА В СТИХОТВОРЕНИИ Ш. БОДЛЕРА «МАЯКИ»: ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В. Д. Галечко-Лопатина
Стр. 18 - 31
Аннотация
В. Д. Галечко-Лопатина
Статья посвящена анализу стихотворения Ш. Бодлера «Маяки» с использованием интермедиального подхода. Показано, что в воспроизведении иконографии поэт сочетает объективные средства вербализации иконического объекта со средствами субъективными.
ИСКУССТВЕННЫЕ НЕЙРОННЫЕ СЕТИ КАК ОСОБЫЙ ТИП DISTANT READING
Б. В. Орехов
Стр. 32 - 43
Аннотация
Б. В. Орехов
В статье рассматривается феномен художественных текстов, порожденных искусственными нейронными сетями на основе обучающей выборки. У такого рода текстов есть свои технические аспекты и культурно-интеллектуальный контекст. Технические особенности требуют, чтобы в качестве тренировочных текстов выступал большой массив данных. С большими объемами современное литературоведение работает в парадигме distant reading, предполагающей создание моделей, отражающих значимые характеристики исходных текстов. В текстах, порождаемых нейронными сетями также воспроизводятся стилистические особенности обучающего корпуса, так что сгенерированные тексты также можно рассматривать как синтетическую модель исходной выборки. В философском смысле работа с такими произведениями является деконструкцией поэзии и пересборкой самого понятия поэтического.
ДИДАКТИЗМ И ЛИРИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ПОЭЗИИ XVIII ВЕКА
В. И. Пинковский
Стр. 44 - 66
Аннотация
В. И. Пинковский
С позиции индивидуализированного, камерного лиризма утвердился поздний взгляд на поэзию XVIII века как на «непоэтическую» (понимай: нелирическую). Между тем в поэзии XVIII столетия присутствуют два типа лиризма, что и отражено как в дефинициях этого понятия, принадлежащих поэтам и теоретикам XIX века, так и в словарях — вплоть до XXI столетия. Один тип — привычный нам индивидуализированный лиризм. Он не столько порождѐн XIX веком, сколько возрождѐн и развит в этом столетии, поскольку близок лиризму ряда французских поэтов XVI — начала XVII веков (Ж. дю Белле, Л. Лабе, Т. де Вио и др.). Другой тип лиризма, господствовавший в XVIII веке, можно определить как эмоциональный морализующий дидактизм, по большей части этикетно ограниченный в проявлении чувства, но иногда выбивающийся из традиционно принятого тона. Статья представляет собой раздел малотиражной монографии «Французская поэзия XVIII века: очерки жанров» (2013).
СИСТЕМА ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА»
О. А. Селюнина
Стр. 67 - 73
Аннотация
О. А. Селюнина
В статье предлагается разработка урока по теме «Научная парадигма», являющегося частью большой работы, цель которой состоит в формировании коммуникативной компетенции, необходимой для профессионального общения иностранных студентов-филологов в учебно-научной сфере деятельности. Материал включает в себя научно-учебный текст «Научная парадигма», сопровождающийся системой предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий. Использование текстоориентированных заданий по теме «Научная парадигма» расширяет знания иностранных студентов-бакалавров о языке специальности, знакомит их с ключевым понятием науки о языке, способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся.
РУССКИЕ ИМЕНА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Е. М. Спивакова
Стр. 74 - 81
Аннотация
Е. М. Спивакова
В этой статье автор отвечает на вопрос, какую роль в межкультурной коммуникации играет традиция китайских студентов, изучающих русский язык, брать себе русские имена. Выявляется степень усвоения китайскими студентами русской антропонимической системы, определяются мотивы выбора имени, устанавливаются причины, побуждающие студентов в общении с носителями русского языка называться русскими именами.
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РУССКОГО КОНЦЕПТА «ЧЕСТЬ» И КИТАЙСКИХ КОНЦЕПТОВ 荣 «RÓNG» И 尊 «ZŪN»
М. М. Спивакова
Стр. 82 - 89
Аннотация
М. М. Спивакова
Статья посвящена лингвокультурным специфическим чертам русского концепта «честь» в сопоставлении с концептами 荣 «róng» и 尊 «zūn» в китайском языке. Опираясь на словарные статьи разных словарей русского и китайского языков, а также на результаты ассоциативных экспериментов, автор выделяет лингвокультурные особенности русского концепта «честь». В результате своих исследований автор обнаружил, что честь в русском языке тесно связана с правдой, добросовестностью, целомудрием.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНСТРУМЕНТА (ТЕХНИКА) В СУБЪЕКТНЫХ ПОЗИЦИЯХ В РУССКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ГЛАГОЛАМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТНОСИТЕЛЬНО КОНЕЧНОГО ПУНКТА
О. Г. Твердохлеб
Стр. 90 - 99
Аннотация
О. Г. Твердохлеб
В работе исследуется взаимосвязь репрезентаций семантических актантов в субъектной сфере и семантики глагола «субъектно-объектного перемещения, ориентированного относительно конечного пункта» в высказываниях современного русского языка. На большом языковом материале показывается, что в конструкциях с такими глаголами до ранга субъект могут подниматься другие актанты. Указывается, что традиционно выделяемый семантический актант Инструмент, репрезентированный в субъектной сфере, не имеет чѐтко очерченный характер и тесно переплетается с другими актантами (Локативом и Транзитивом). Приводится богатый иллюстративный материал, который может быть интересен для теории залога и диатез.
ФРАК В ТЕКСТЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА
П. Н. Толстогузов
Стр. 100 - 111
Аннотация
П. Н. Толстогузов
Будучи чрезвычайно распространенным видом мужской одежды «образованных» сосло-вий русского общества XIX века, фрак многократно и весьма выразительно участвовал в сюжетах русской литературы. В статье анализируется контекст такого участия, при этом привлекается материал не только художественной, но и документальной литературы, а также живописи. Основное внимание уделяется тем социальным и символическим смыс-лам, которые оказались связанными с фраком в тексте русской культуры.