ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЁННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КОРОТКИХ МНОГОПУСТОТНЫХ ПЛИТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ШИРИНЫ
А. С. Васильев, Д. Э. Бабашов
Стр. 9 - 18
Аннотация
А. С. Васильев, Д. Э. Бабашов
В работе выполнено численное исследование коротких пустотных плит различной ширины. Длина всех образцов составили 2400 мм. Цель исследования: установить, как ширина образцов и коэффициент армирования влияют на результаты расчётов. Однако сложная форма данных конструкций усложняет расчёты, вынуждая для упрощения приводить сечение к форме двутавра, рассматривая пустотные плиты как двутавровые балки. Для исследования напряжённо-деформированного состояния таких конструкций целесообразно применять современные программные пакеты, с применением современных моделей и критериев прочности на основе шагово-итерационных процедур и общих принципов строительной механики при решении физически-нелинейных задач. Расчёты выполнялись аналитически, согласно современным нормативным документам, а также в программном комплексе ANSYS. Нагружение в нём выполнялось последовательно, с заданным шагом приложения нагрузки. Выполнено сопоставление результатов расчётов для аналитического метода, с расчётом, численным по известной модели Друкера-Прагера. Построены кривые нагрузка-прогиб при последовательном нагружении образцов различной ширины, на основе данной модели. Сопоставление аналитических и численных результатов расчётов выполнялось для разрушающей нагрузки, максимальных прогибов, нагрузки появления трещин, напряжений в арматуре при разрушении.
ЧИСЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПУСТОТЕЛЫХ ПЛИТ С РАЗЛИЧНЫМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
А. С. Васильев, Д. Э. Бабашов
Стр. 19 - 28
Аннотация
А. С. Васильев, Д. Э. Бабашов
В работе представлены пустотелые плиты с различными параметрами ширины и длины, с одним и двумя стержнями арматуры соответственно. Аналитические расчёты выполнялись согласно нормативным документам. Численное моделирование выполнялось в ПК ANSYS. Целью исследования было выполнить сопоставление численных расчётов ANSYS и аналитических по СП для многопустотных плит с различными геометрическими характеристиками. Получены и сопоставлены значения несущей способности при расчётах по СП и в ANSYS с одиночной и двойной арматурой. Использована модель с билинейным изотропным упрочнением. На её основе проанализировано поведение плит при работе арматуры за пределами текучести. Получены и сопоставлены результаты максимальных напряжений в арматуре согласно СП и численному расчёту. На основе полученных сопоставлений сделаны соответствующие выводы.
МАТЕРИАЛЫ ПО ФАУНЕ РУЧЕЙНИКОВ (INSECTA: TRICHOPTERA) ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАПОВЕДНИКА «БАСТАК», ПРИЛЕЖАЩИХ ТЕРРИТОРИЙ И ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА БИРОБИДЖАН (ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ)
Т. С. Вшивкова, В. П. Макаренко
Стр. 29 - 61
Аннотация
Т. С. Вшивкова, В. П. Макаренко
В статье представлены материалы сборов ручейников (Insecta: Trichoptera), осуществлённые в период с 2012 по 2021 гг. в рамках пяти Дальневосточных гидробиологических экспедиций в район Среднего Амура. В результате регулярных исследований, охвативших разнотипные водотоки и водоёмы заповедника «Бастак», а также прилежащие территории и окрестности г. Биробиджан, было выявлено 148 видов из 54 родов и 21 семейств. 34 вида отмечены как новые для фауны ручейников Еврейской автономной области.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РОССИИ
В. П. Макаренко, Д. В. Жучков
Стр. 62 - 78
Аннотация
В. П. Макаренко, Д. В. Жучков
В статье анализируется современное состояние вопроса озеленения малых и средних городов России, число которых составляет основную массу городских поселений. Большая часть городов остаются неизученными. Отмечается недостаточная изученность урбанофлор в отношении видового состава, систематической, биоморфологической, экологической структуры. Большинство проблем современного состояния зелёных насаждений являются унаследованными. Отмечается стихийность формирования насаждений, подбора видов для посадки. Недостаточно сведений об экологической толерантности видов, используемых в озеленении. Единичными являются публикации, в которых описывается включение видов интродуцентов в систему озеленения и их влияние на аборигенную флору.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБРАЗА СОВЕТСКОГО ОФИЦЕРА И ПОЛЕВОГО КОМАНДИРА ПО МАТЕРИАЛАМ НЕМЕЦКОГО КАРМАННОГО КАЛЕНДАРЯ
Ш. И. Магдеев
Стр. 79 - 85
Аннотация
Ш. И. Магдеев
В статье представлен анализ немецкого карманного календаря с описанием событий Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, который хранится в фондах Музея истории Елабужского института (филиала) КФУ. В статье показан боевой путь 82-й Ярцевской дивизии, приведены названия населённых пунктов, освобождённых от захватчиков. По записям, которые в карманном календаре оставил советский солдат, предпринимается попытка реконструкции образа советского офицера и полевого командира.
«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» КАК СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТИ О ПОДВИГЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
А. В. Малафеев
Стр. 86 - 92
Аннотация
А. В. Малафеев
В 2013—2021 гг. российское движение «Бессмертный полк» вышло на международный уровень вовлечённости государств-участниц Второй мировой войны. Само распространение мероприятий, посвящённых Дню Победы, не ново. Однако ежегодно организуемое народное шествие в честь ветеранов и погибших солдат стало объектом социального, исторического, культурного, политического и, в целом, научного дискурса. Статья рассматривает вопрос сохранения памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны посредством организации движения «Бессмертный полк», уровень вовлечённости молодого поколения в данное мероприятие.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ В СССР (НА МАТЕРИАЛАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)
П. Д. Токмакова
Стр. 93 - 99
Аннотация
П. Д. Токмакова
В статье рассматривается формирование гражданской идентичности в советский период российской истории с помощью изобразительного искусства. Через идеологические установки, почти сразу после Октябрьской революции советская власть выпускает ряд декретов, которые формируют основные направления в изобразительном искусстве, включающие в себя новую государственную коммунистическую идеологию. С помощью монументальных объектов, плакатов и живописи советское правительство формировало в сознании своих граждан образ советского человека.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Д. А. Кириллова
Стр. 100 - 110
Аннотация
Д. А. Кириллова
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии, помимо профессиональных компетенций, определяемых профессиональными стандартами, требует формирования у студентов универсальных и общепрофессиональных компетенций. Одним из базовых компонентов подготовки инженеров является математическая составляющая, которая должна обеспечить возможность применения математических методов и моделей в профессиональной деятельности выпускника. Таким образом, в процессе обучения математике стоит применять средства, которые позволят усилить профессиональную направленность образовательной программы. Одним из таких средств являются электронные таблицы, в частности, таблицы MS Excel. Так как с помощью электронных таблиц можно решать задачи из многих разделов математики, то важно организовать системную работу с таблицами так, чтобы на всех математических дисциплинах показывать различные инструменты и алгоритмы работы MS Excel. Такая работа позволит повысить уровень интеграции математической и профессиональной подготовки инженеров по направлению подготовки Информационные системы и технологии. В статье предложены задачи из некоторых разделов математики и методика работы с ними с использованием MS Excel. Как показал опыт, решение задач с применением MS Excel повышает интерес студентов к самим математическим задачам, а также готовит студентов к будущей работе с прикладными профессиональными пакетами программ в области моделирования, обработки данных и других.
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В ОБЛАСТИ РОБОТОТЕХНИКИ ПОСРЕДСТВОМ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ
Д. В. Лучанинов
Стр. 111 - 120
Аннотация
Д. В. Лучанинов
Целью статьи является изучение разработанной методики формирования изобретательских навыков студентов при онлайн обучении основам схемотехники и робототехники. Система моделирования электросхем Autodesk TinkerCAD используется для практического освоения принципов схемотехники, лекционные и консультационные мероприятия реализуются с помощью сообщества социальной сети ВКонтакте и трансляций на RuTube. Обучение основано на принципах постепенного усложнения заданий и обучения изобретательству. Исследование проводилось в Приамурском государственном университете имени ШоломАлейхема в 2021—2022 учебном году. Для исследования были отобраны две группы, контрольная группа изучала основы схемотехники с использованием подготовленных заданий разного уровня, экспериментальная группа использовала систему моделирования TinkerCAD для обучения с целью формирования изобретательских навыков. Результаты исследования показали эффективность методики: прирост в контрольной группе составил всего 13 процентов, в то время как в экспериментальной группе наблюдался прирост на 42 процента. В ходе исследования было отмечено повышение интереса студентов к выполнению работ, попытки самостоятельно совершенствовать рабочие устройства. Дальнейшее совершенствование методологии может быть связано с адаптацией разработанной системы к расширенному спектру направлений подготовки.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
И. И. Раскина, Ю. П. Штепа, Н. А. Курганова, Н. А. Коробейникова
Стр. 121 - 128
Аннотация
И. И. Раскина, Ю. П. Штепа, Н. А. Курганова, Н. А. Коробейникова
В статье рассматриваются актуальные вопросы дистанционного взаимодействия студентов и преподавателя в среде Moodle, возможности использования методики «Перевёрнутый класс» в процессе обучения в вузе как одной из моделей смешанного обучения. В ходе исследования был проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме внедрения методики перевёрнутого класса в процесс обучения студентов направления «Педагогическое образование», рассмотрены вопросы использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, проведён анализ нормативной документации, связанной с учебным процессом в вузе; обобщён опыт дистанционного взаимодействия студентов и преподавателей в педагогическом вузе. В результате исследования авторами были описаны этапы проектирования занятия, характерные для модели «Перевёрнутый класс», рассмотрены направления трансформации содержания курса с использованием современных информационнокоммуникационных технологий, приведены примеры цифровых инструментов, которые нацелены на внедрение интерактивных форм в процесс обучения студентов бакалавров. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты свидетельствуют об эффективности применения методики «Перевёрнутый класс» в процессе обучения студентов направления «Педагогическое образование».
ПРИМЕНЕНИЕ ВЕБ-ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Н. В. Эйрих, Н. В. Маркова
Стр. 129 - 140
Аннотация
Н. В. Эйрих, Н. В. Маркова
В работе обсуждается эффективность использования компьютерных игр в учебном процессе. Проводится анализ современных исследований, посвящённых геймификации образования — одному из наиболее активно развивающихся подходов, который широко используется как в дошкольном и школьном образовании, так и при получении высшего образования и обучении взрослых. Авторы также продолжают свои исследования эффективности применения в учебном процессе игровых методов на примере специально разработанной веб-игры. Веб-приложение используется для отработки навыков исследования числовых рядов на сходимость и контроля знаний по теме «Числовые ряды». Отмечается положительное влияние веб-игры «Сходимость числовых рядов» на образовательный процесс. В результате проведённого эксперимента, участниками которого стали студенты (131) технических направлений подготовки, наблюдается увеличение на 12 % числа студентов, демонстрирующих высокий уровень освоения материала. Кроме того, у студентов, участвующих в эксперименте, проявляется повышенная мотивация и вовлечённость в образовательную среду. Однако необходимо помнить о правильной интеграции игр в образование, не увлекаться чрезмерно, чтобы «не заиграться». Обучающие игры должны порождать дальнейшие размышления и занятия вне компьютера. Для того чтобы применение обучающих игр по математике было эффективным, необходима высококачественная разработка таких игр с использованием элементов хорошего дизайна; инновационные педагогические решения, которые облегчают изучение математики.