ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КРИТЕРИЯ ПОВЕРХНОСТНОЙ ПЛОТНОСТИ НАГРУЗКИ ПРИ ВЫБОРЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И МОЩНОСТИ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ ПОДСТАНЦИЙ
А. П. Афанасьев
Стр. 9 - 15
Аннотация
А. П. Афанасьев
В статье рассмотрены вопросы учёта неоднородности плотности нагрузки при оценке параметров элементов сети электроснабжения. Для учёта неоднородности плотности нагрузки предлагается подход, основанный на сегментации неоднородных областей в квазиоднородны
АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ЧИСЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГРУЗКИ ТРЕЩИНООБРАЗОВАНИЯ ПУСТОТНЫХ ПЛИТ
А. С. Васильев, Е. А. Плеханова
Стр. 16 - 23
Аннотация
А. С. Васильев, Е. А. Плеханова
Статья рассматривает моменты образования трещин для образцов пустотных плит различной длины. Согласно численным расчётам, момент трещинообразования постепенно увеличивается с увеличением длины плиты, в то время как момент трещинообразования, полученный аналитически, согласно СП, может сдерживать сечение до появления трещин, зависит только от характеристик сечения, материалов и процента армирования и никак не зависит от длины образца. Расчёты выполнены в программном комплексе ANSYS, а также аналитически, согласно нормативным документам. Цель данного исследования: выяснить, как и насколько будут отличаться результаты расчёта момента трещинообразования пустотной плиты при моделировании её в естественной и упрощённой двутавровой форме. При этом расчёты выполнены в нелинейной постановке при разрушающей нагрузке, с образованием пластического шарнира в растянутой зоне сечения плиты.
АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЧАСТНОЙ МОДЕЛИ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ТИПОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
В. В. Воронин, Я. П. Сухоруков
Стр. 24 - 33
Аннотация
В. В. Воронин, Я. П. Сухоруков
Рассматривается задача оценки актуальности угроз безопасности информации в случае её самостоятельного проведения IT-специалистами организаций — операторов информационных систем. Приводится пример расчёта актуальности одной из угроз с рекомендациями по её нейтрализации.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЬДА
В. Л. Земляк, С. В. Радионов
Стр. 34 - 42
Аннотация
В. Л. Земляк, С. В. Радионов
В работе предложено спроектированное и изготовленное автором универсальное нагружающее устройство для определения физико-механических характеристик модельного льда, используемого в лаборатории ледотехники при моделировании процессов разрушения ледяного покрова прогрессивными изгибно-гравитационными волнами. Устройство изготовлено с помощью послойного моделирования объектов на 3D принтере с использованием блоков Arduino.
ЖАТКА ДЛЯ ОЧЁСА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР НА КОРНЮ
М. В. Канделя, В. Л. Земляк, В. П. Назарова
Стр. 43 - 48
Аннотация
М. В. Канделя, В. Л. Земляк, В. П. Назарова
В статье рассмотрен вариант запатентованной конструкции жатки для очёса сельскохозяйственных культур на корню. Главной машиной в уборочном процессе является комбайн. С энергетической точки зрения современные зерноуборочные комбайны крайне неэффективные. На бесполезную деформацию и перемещение соломистой массы расходуется 70—80 % энергии. Чтобы увеличить производительность комбайна, уменьшить его габариты, вес, упростить конструкцию молотильно-сепарирующего устройства, нужно исключить попадание соломы в комбайн. Тогда комбайну придётся работать только с зерном и колосками, объём которых в разы меньше объёма соломы. Прорывным направлением при создании комбайна нового поколения должен стать очёс растений на корню. Ключевым адаптером комбайна нового поколения может стать очёсывающая жатка. На сегодняшний день машиностроительное предприятие в Харькове «Укр.Агро-Сервис» выпускает однобарабанные очёсывающие жатки «Славянка», а завод ОАО «ПензМаш» в России выпускает производственные партии очёсывающей жатки «Озон». Обе жатки не в полной мере соответствуют выполнению технологического процесса и не могут убирать сою
УСТРОЙСТВО КОПИРУЮЩЕЕ РЕЖУЩЕГО АППАРАТА ЖАТКИ ДЛЯ УБОРКИ СОИ
М. В. Канделя, В. Л. Земляк, В. П. Назарова
Стр. 49 - 54
Аннотация
М. В. Канделя, В. Л. Земляк, В. П. Назарова
В статье рассмотрен вариант запатентованной конструкции копирующего устройства режущего аппарата жатки для уборки сои. Устройство содержит режущий аппарат, закреплённый на гибком пальцевом брусе. Пальцевой брус с помощью эластичной ленты и продольных пластин соединён сверху с корпусом жатки, имеющей копирующие башмаки. Снизу под режущим аппаратом по всей его ширине размещены опорные полозки, выполненные из пружинной стали в виде листовой рессоры. Опорные полозки имеют передний загнутый вверх лыжеобразный конец, закреплённый под пальцем режущего аппарата. Загнутый вверх лыжеобразный конец повторяет нижний контур пальца режущего аппарата. Задний конец опорных полозков, также загнутый вверх по спирали Архимеда, крепится к корпусу жатки. Продольная пластина эластичной ленты выполнена из пружинной стали выпуклой стороной вверх по Конхоиде Никомеда, полученной при увеличении радиуса вектора каждой точки данной кривой на один и тот же отрезок. Обеспечивается повышение качества уборки сои за счёт улучшения копирования рельефа поля и исключения сгруживания почвы перед опорными полозками.
ПИЛОРАМА ЛЕНТОЧНАЯ САМОХОДНАЯ
М. В. Канделя, В. Л. Земляк, В. П. Назарова, С. А. Уланов
Стр. 55 - 62
Аннотация
М. В. Канделя, В. Л. Земляк, В. П. Назарова, С. А. Уланов
В статье рассмотрен вариант запатентованной конструкции пилорамы ленточной самоходной. Ленточная пилорама установлена на самоходное гусеничное средство и может быть доставлена в любое недоступное для колёсной техники место и вести заготовку обрезных досок и бруса различного вида. Общеизвестно, что при определённых условиях выгоднее готовую продукцию, в том числе пиломатериалы, вывозить с лесозаготовительного участка, а не доставлять кругляк к стационарным установкам. Постоянный рост цен на горюче-смазочные материалы заставляет искать пути снижения затрат на производство пиломатериала.
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПЛИТ ПЕРЕКРЫТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИМ И ЧИСЛЕННЫМ МЕТОДАМИ
Е. А. Плеханова, А. С. Васильев
Стр. 63 - 70
Аннотация
Е. А. Плеханова, А. С. Васильев
В работе представлены численные и аналитические расчёты пустотных плит с различной длиной. Аналитические расчёты выполнялись согласно нормативным документам. Численное моделирование выполнялось в ПК ANSYS. При этом в ANSYS выполнялись моделирование и расчёт как пустотной плиты в её естественной форме, так и расчёт этой же плиты, представленной в форме двутавровой балки с уменьшением площади сечения исходя из площади пустот в плите. В результате исследования были получены численные расчёты напряжённо-деформированного состояния пустотных плит в двух представлениях. Цель данного исследования: выяснить, как и насколько будут отличаться результаты расчёта несущей способности пустотной плиты при разрушающей нагрузке, если моделировать её в естественной и упрощённой двутавровой форме. При этом расчёты выполнены в нелинейной постановке при разрушающей нагрузке, с образованием пластического шарнира в растянутой зоне сечения плиты. Сопоставление расчётов показывает, что представление усиленных плит в форме двутавровых балок для расчётов по прочности имеет погрешности.
ПОВЫШЕНИЕ НАДЁЖНОСТИ НА ТЯГОВОЙ ПОДСТАНЦИИ «ЯДРИНО» ПРИ ЗАМЕНЕ СИЛОВЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ
Н. Г. Савинова, А. П. Афанасьев
Стр. 71 - 75
Аннотация
Н. Г. Савинова, А. П. Афанасьев
В статье рассмотрен вопрос замены масляных выключателей на тяговой подстанции «ЯДРИНО» с питающим напряжением 220 кВ. Проведённые мероприятия позволят улучшить технико-экономические показатели функционирования тяговой подстанции при минимальных финансовых затратах на оборудование, обслуживание и материалы.
Замена масляных выключателей на элегазовые обеспечит повышенный уровень надёжности электроснабжения и качество электроэнергии в пределах норм, соответствующих действующим стандартам.
О СТРОЕНИИ ДИСКРЕТНЫХ ГРУПП ДВИЖЕНИЙ ГИПЕРБОЛИЧЕСКОЙ ПЛОСКОСТИ
А. П. Горюшкин
Стр. 76 - 81
Аннотация
А. П. Горюшкин
Доказывается, что дискретные группы движений гиперболической плоскости, сохраняющих ориентацию и не являющихся почти абелевыми, обладают свойством свободной дополняемости.
ОБ АБЕЛЕВЫХ ГРУППАХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАСШИРЕННОЙ РИСОВСКОЙ ПОЛУГРУППЕ МАТРИЧНОГО ТИПА
Б. Е. Фишман
Стр. 82 - 90
Аннотация
Б. Е. Фишман
Рассмотрена расширенная рисовская полугруппа матричного типа над множеством пяти элементов {–1, 0, 1, –i, i} с единичным по модулю определителем. Показано, что хотя дополнение исходной полугруппы матричного типа над множеством элементов {–i, 0, i} не содержит абелевых подгрупп, тем не менее в расширенной полугруппе имеются новые абелевы подгруппы. Каждая из этих подгрупп является объединением исходной абелевой подгруппы из исходной полугруппы матричного типа над множеством элементов {–1, 0, 1} с соответствующим ему производным подмножеством из дополнения исходной полугруппы матричного типа над множеством элементов {–i, 0, i}.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЛЬТИАГЕНТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМЫ NETLOGO
Р. И. Баженов
Стр. 91 - 98
Аннотация
Р. И. Баженов
В статье представлена технология обучения проектированию и разработке мультиагентных моделей на основе использования среды NetLogo. Описываемая методика реализуется в трёх последовательных действиях: подготовка обзора исследований с использованием ресурсов наукометрических баз данных (Scopus, Web of Science, ScienceDirect, eLibrary) и Академии Google; изучение решения готовой простой задачи методом экстремального погружения в среду; подготовка и выполнение индивидуального задания. Внедрение методики показывает, что студенты хорошо осваивают теоретический и практический материал и публикуют результаты исследования по индивидуальному заданию в научных журналах.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПЯТОГО КЛАССА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
С. Н. Джапарова, Р. И. Баженов
Стр. 99 - 105
Аннотация
С. Н. Джапарова, Р. И. Баженов
Организация самостоятельной работы на основе интерактивных заданий является актуальной методической проблемой. Целью исследования является выбор онлайнсервиса и с помощью него разработка интерактивных упражнений по информатике для учащихся пятого класса. В работе приведён краткий обзор образовательных сервисов и определён для работы LearningApps.org. Авторами представлены разработанные задания в различных стилях: пазл, кроссворд, соответствие между объектами. В результате сделан вывод, что применение таких заданий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, способствует более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, повышению познавательного интереса к учёбе.
ВИДЕОУРОКИ В ШКОЛЕ
А. С. Смирнова
Стр. 106 - 111
Аннотация
А. С. Смирнова
В статье рассматриваются возможности применения видеоуроков в школе. Актуальность исследования вызвана доступностью, бесплатностью и большим разнообразием обучающих видеороликов, удачно совмещающих теоретическую и практическую части учебного материала. Однако доступность обучающих видеоресурсов в сети Интернет часто связана с недостаточностью требуемого уровня технического оснащения школьного кабинета. Следовательно, возникает проблема возможности использования видеоуроков в школе. Другой аспект применения видеоуроков в школе связан с психическими особенностями учащихся — мотивацией, вниманием, сосредоточением на материале, которые необходимо учитывать при работе с видеоматериалами. В статье описаны достоинства и недостатки применения видеоуроков в школе.
О РАСПОЗНАВАНИИ СТРАТЕГИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Б. Е. Фишман, Б. С. Кузьмина
Стр. 112 - 123
Аннотация
Б. Е. Фишман, Б. С. Кузьмина
Обоснована потребность в распознавании характера стратегии, определяющей деятельность студентов вуза, для проектирования и реализации их индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов. Разработана методика, предназначенная для указанного распознавания. В этой методике используются три характеристики: 1) индикатор наличия у студента осознанной цели его деятельности; 2) характер стратегии деятельности студента; 3) степень определённости иерархии инструментальных ценностей студента. Процедуры распознавания стратегии деятельности студента реализуются на основе данных, которые получают с помощью специальных методик «Эссе первокурсника» и «Инструментальные ценности, отображаемые составляющими деятельности студента». Представлены результаты апробации разработанной системы распознавания стратегии, определяющей деятельность студентов. Полученные результаты свидетельствуют, что деятельность только четвёртой части студентов соответствует академической стратегии.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ
Ю. П. Штепа, Н. С. Стекольщиков
Стр. 124 - 131
Аннотация
Ю. П. Штепа, Н. С. Стекольщиков
В статье рассматривается возможность и эффективность использования интерактивных заданий по информатике для развития познавательного интереса школьников. На примере использования на уроках информатики интерактивных заданий, созданных с помощью сервиса LearningApps, рассматривается возможность повышения уровня познавательного интереса школьников. Уроки информатики непосредственно связаны с использованием и применением компьютерных технологий, но проблема развития познавательного интереса характерна и для этого предмета. Интерактивные задания, выполняемые с помощью компьютера, предполагают наличие обратной связи с учеником и возможность коррекции собственных действий по мере их выполнения. В качестве примера использования интерактивных заданий были выбраны темы курса информатики седьмого класса как первого года изучения предмета, закладывающего теоретические основы знаний.
Проведённое исследование показало продуктивность разработанной серии интерактивных заданий по информатике с помощью сервиса LearningApps. В экспериментальной группе уменьшилось количество обучающихся, не проявляющих инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивающих к ним интерес при затруднениях и проявляющих отрицательные эмоции – огорчение, раздражение и т. п. Вместе с тем выросла доля учеников, проявляющих большую степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения до конца, что свидетельствует об интересе школьников к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи. Также было выявлено, что увеличилось количество детей, проявляющих упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения. Усреднённый показатель уровня познавательного интереса школьников в экспериментальной группе вырос на 27 %. Это позволяет сделать вывод, что применение интерактивных заданий на уроках информатики позволяет достичь положительных изменений в уровне сформированности познавательного интереса школьников.