Психологические факторы возникновения «группы риска» в подростковом возрасте
Абраменко Наталья Юрьевна
Стр. 9 - 20
Аннотация
Абраменко Наталья Юрьевна
Статья посвящена одной из важных проблем современного образования - детям, поведение которых противоречит общепринятым социальным нормам и правилам, т. е. с точки зрения риска их действий по отношению к обществу. Нетрадиционен и подход к критериям, определяющим зону риска подростка. В отличие от признанных в психолого-педагогической науке факторов риска - среду и тип поведения - в статье выделяется в качестве фактора риска тип социальной компетентности подростка. Принципиальная вероятность ухода подростка в «поле девиантности» определяется наличием факторов риска, сущность которых позволяет выделить в качестве критериев развития социальной компетентности детей группы риска качество самооценки, уровня тревожности, агрессивности и аффиллиации.
Характеристика физкультурно-спортивной активности и физического развития подростков
Ахмерова Светлана Герценовна, Нагаев Ринат Явдатович, Шамгулова Светлана Фатиховна, Сафаров Рустэм Эрнстович
Стр. 21 - 28
Аннотация
Ахмерова Светлана Герценовна, Нагаев Ринат Явдатович, Шамгулова Светлана Фатиховна, Сафаров Рустэм Эрнстович
При изучении поведения подростков 15-17 лет выявлены уменьшение продолжительности ночного сна, увеличение статических нагрузок, преобладание пассивно-развлекательных видов досуга, высокий уровень курения и потребления алкоголя, низкая медицинская активность, недостаточная частота и регулярность занятий физкультурой, спортом, низкий уровень приобщения к закаливанию. Более чем у трети подростков определено дисгармоничное физическое развитие. Абсолютно здоровыми может считаться только десятая часть подростков. В школах внедряются Дневники здоровья, которые являются средством контроля за организацией досуга подростков и, одновременно, одним из доступных методов индивидуализации процесса приобщения подростков к занятиям физкультурой и спортом.
Личностно-ориентированный подход в процессе физического воспитания младших школьников
Воротилкина Ирина Михайловна, Копенкина Людмила Владимировна
Стр. 29 - 37
Аннотация
Воротилкина Ирина Михайловна, Копенкина Людмила Владимировна
В работе представлен личностно-ориентированный подход в физическом воспитании, где особое внимание уделено развитию личности ученика. При использовании учителем личностно-ориентированного подхода в процессе физического воспитания основополагающим принципом становится управление двигательной деятельностью ученика с опорой на самоуправление: снятие внешнего принуждения, создание доброжелательной обстановки для совместной и самостоятельной работы, с элементами творческой активности учащегося. Анализ научно-педагогической литературы, а также проведенные нами исследования позволили установить, что контрольно-оценочные умения в процессе физического воспитания успешно формируются при использовании на занятиях физической культурой личностно-ориентированного подхода, который обеспечивает для каждого учащегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, способствует развитию его физических и личностных качеств.
Субъектность студента педагогического факультета в межкультурной коммуникации
Голубь Инна Борисовна
Стр. 38 - 45
Аннотация
Голубь Инна Борисовна
Проблема межкультурной коммуникации ценностных ориентаций личности обусловлена формированием системы ценностных ориентаций у студенчества как особой социально-психологической общности людей. Данный вопрос важен не только с сугубо научной, но и с практической, т. е. организационно-методической точки зрении, так как становление и развитие личностного образа человека происходит именно в процессе его учебно-познавательной деятельности. В данной статье предпринята попытка осмыслить разработанные и апробированные курсы. Результаты данной исследования отражены в проекте «Образование души», реализуемом на педагогическом факультете.
Развитие современных дошкольников в аспекте детской субъектности
Денисова Рутения Робертовна
Стр. 46 - 56
Аннотация
Денисова Рутения Робертовна
В статье рассматривается проблема практики образовательных дошкольных учреждений в создании развивающей для ребенка среды. Автор раскрывает понимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды, специфики субкультуры детства, что позволит исключить некоторую стихийность, а иногда и однонаправленность в использовании игровых, учебно-методических пособий и материалов. Сущностью предметной среды является создание отношений, стимулирующих процессы личностного саморазвития воспитанника.
Развитие педагогического профессионализма: гуманистический подход
Жорова Ирина Ярославовна
Стр. 57 - 65
Аннотация
Жорова Ирина Ярославовна
В статье рассмотрены проблемы последипломного образования в Украине в контексте современных гуманистических тенденций. Определены особенности учебного процесса в учреждениях последипломного педагогического образования на основе аксиологического, акмеологического и андрагогического подходов, которые раскрывают деятельность педагога сквозь призму самосовершенствования в образовательном пространстве и особенное отношение человека с базовым образованием и профессиональным опытом к обучению. Профессиональное развитие педагога на основе аксиологического подхода рассматривается со стороны ценностной сферы личности. Такой подход предусматривает смещение технократических тенденций в понимании успешности педагогического труда на формирование определенных ценностных доминант, которые должны обеспечить социальную и профессионально значимую направленность жизненной активности учителя. Образовательная деятельность педагога на основе акмеологического подхода изучается сквозь призму самосовершенствования человека в образовательном пространстве, достижения им высокого интеллектуального, профессионального и духовного развития. Приоритетными признаками акмеологического подхода в последипломном образовании является совершенствование человека на всех этапах его жизни, возможность личностного и профессионального развития в деятельности групп; оптимистический взгляд на человека и его будущее. Развитие педагогического профессионализма на основе андрагогического подхода рассматривается с учетом особенностей обучения взрослого человека с базовым образованием и профессиональным опытом. Это предполагает смещение акцентов в последипломном образовании в направлении определения ведущей роли педагога реализации собственного обучения в курсовой и межкурсовой периоды и самообразования.
Модель формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условие развития творческих способностей обучающихся
Кариев Адлет Дюсембаевич
Стр. 66 - 71
Аннотация
Кариев Адлет Дюсембаевич
В данной статье рассматривается модель формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условие развития творческих способностей обучающихся. На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирических исследований была разработана модель формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условие развития творческих способностей обучающихся.
Эффективная профессиональная коммуникация моряков — залог безаварийной работы судна
Кузьменко Василий Васильевич, Роменский Александр Владимирович
Стр. 72 - 81
Аннотация
Кузьменко Василий Васильевич, Роменский Александр Владимирович
В данной статье рассматривается понятие термина «коммуникация», а также анализируется роль эффективной коммуникации профессиональной деятельность моряка. Авторами статьи приводится ряд определений ученых-коммуникологов термина «коммуникация» Авторы проводят сравнительный анализ этих определений и выводят свое обобщающее определение данного термина, а также дают характеристику его основных компонентов. Особое внимание обращается авторами на необходимость владения профессиональными коммуникативными умениями в любых ситуациях как для будущих, так и для действующих моряков. Кроме этого, авторами рассматриваются имеющиеся коммуникативные навыки, владение которыми является одним из ключевых элементов для выполнения Международных правил предупреждения столкновения судов 1972 года с целью обеспечения безопасной навигации. Значительная роль в статье отводится необходимости эффективной коммуникации в различных ситуациях в море как между членами экипажа одного судна, так и между экипажами разных судов, которые могут взаимодействовать с целью обеспечения безопасной навигации. Авторы приводят конкретные примеры некомпетентности членов экипажей судов, а также последствия их непрофессиональных действий и отсутствия эффективной коммуникации, а именно: они анализируют аварии трех судов - гибель российского парохода «Булгария», итальянского круизного лайнера «Коста Конкордия» и южнокорейского парома «Севол». Это суда, которые отличались друг от друга районами плавания, пассажировместимостью и множеством других характеристик, но их объединяет одно - отсутствие эффективной коммуникации между членами экипажа, членами экипажа и береговыми службами, членами экипажа и пассажирами, несогласованность действий членов экипажа во время проведения спасательной операции, а также пренебрежение своими служебными обязанностями офицерским составом судов - людьми, которые должны руководить командой, которые отвечают за судно, экипаж и пассажиров и обязаны обеспечивать их безопасность.
К вопросу о диагностической модели развития общности в студенческой учебной группе
Моисеева Наталья Юрьевна, Фишман Борис Ентильевич
Стр. 82 - 88
Аннотация
Моисеева Наталья Юрьевна, Фишман Борис Ентильевич
В статье представлены концептуальные подходы к диагностической модели развития общности в студенческой учебной группе. Рассматриваются и характеризуются критерии, пригодные для диагностической модели развития общности в студенческой учебной группе.
Концептуально-теоретическая модель актуализации творческого потенциала будущего педагога в контексте формирования его творческих компетенций
Серёжникова Раиса Кузьминична
Стр. 89 - 99
Аннотация
Серёжникова Раиса Кузьминична
В статье рассматривается концептуально-теоретическая модель формирования творческих компетенций будущего педагога через совокупность знаний и способов деятельности, необходимых для создания, усовершенствования, оптимизации нравственных и духовных ценностей, удовлетворяющих потребности педагогической деятельности в контексте взаимодействия двух развернутых во времени процессов: внутренне детерминированного личностно-профессионального развития и внешнего - относительно личности студента, обучения, которые представлены, с одной стороны, уровнем «осознанного», а с другой - «информационного». Этим мотивировано осмысление актуализации творческого педагогического потенциала будущего педагога как процесса осознания самим субъектом своих возможностей, проявления субьектообразуемости с использованием саморефлексии студента и дополнительных функциональных звеньев в его креативном самовыражении в процессе профессиональной самоактуализации.
Компетентностный подход при формировании социокультурной личности будущего судоводителя
Слюсаренко Нина Витальевна, Липшиц Лариса Владимировна
Стр. 100 - 108
Аннотация
Слюсаренко Нина Витальевна, Липшиц Лариса Владимировна
В статье освещены возможности формирования социокультурной личности будущего судоводителя международных рейсов на основе компетентностного подхода. Авторы статьи исходят из того, что компетентностный подход признан базовой идеей реформирования образования в странах Европейского Союза и рассматривается как стержневая конструктивная идея непрерывного образования. Компетентно ориентированное образование предусматривает внесение существенных изменений в содержательную, управленческую, технологическую, учебную и воспитательную работу высших учебных заведений, в том числе и морских. Внедрение компетентностного подхода предполагает направленность образовательного пространства на формирование и развитие определенных ключевых компетентностей личности, которые зависят от приоритетов общества, а также от особенностей национального образования. Рост требований к качеству подготовки морских специалистов с высшим образованием ставит перед педагогической наукой конкретную задачу по созданию эффективных систем, основанных на использовании современных подходов, технологий, форм и методов обучения, которые обеспечивают интенсивное привлечение студентов к процессу овладения знаниями, формирования умений и навыков. Именно на этой основе можно создать условия для более полного и эффективного развития личности будущего судоводителя международных рейсов, для приобретения ряда компетентностей, в частности, социокультурной. Выявлено, что социокультурная компетентность - это совокупность соответствующих компетенций, сложная комплексная характеристика, отражающая интеграцию профессионально-теоретических знаний, ценностных ориентаций, личностных качеств и практических умений будущего судоводителя международных рейсов.
Физическая культура в семье: проблемы и пути их решения
Усаков Валерий Иосифович
Стр. 109 - 113
Аннотация
Усаков Валерий Иосифович
В статье рассмотрены некоторые проблемы физической культуры в семье, вскрыты их противоречия и предложены пути формирования семейной политики в укреплении здоровья детей через разнообразные формы занятий физическими упражнениями. Показана роль семьи, ее социальное значение в усвоении ценностей здоровья через повышение двигательной активности. Приведены результаты педагогического эксперимента.
Контроль поэтапного формирования общекультурной компетенции в рамках дисциплины «физическая культура» технических направлений бакалавриата
Хода Людмила Дмитриевна
Стр. 114 - 119
Аннотация
Хода Людмила Дмитриевна
Представлен вариант проведения контроля поэтапного формирования общекультурной компетенции в рамках дисциплины «Физическая культура» на контрольном занятии студентов 1 курса технического направления в весеннем семестре.
Применение экспериментальных методик, построенных на основе рисования, в процессе психологического изучения школьников с нарушением интеллекта
Шаповалова Ольга Евгеньевна
Стр. 120 - 129
Аннотация
Шаповалова Ольга Евгеньевна
В статье обобщаются результаты исследования, посвященного выявлению возможностей рисуночных методик в психологическом изучении школьников с нарушением интеллекта. Проанализирован значительный объем фактического материала. Обоснована целесообразность использования рисуночных методик при организации психолого-педагогического сопровождения учащихся школы восьмого вида.