Предисловие научного редактора
Пятак Владимир Иванович
Стр. 4 - 7
Аннотация
Пятак Владимир Иванович
«Я» как социокультурный феномен
Шарипова Розалия Халиулловна
Стр. 8 - 19
Аннотация
Шарипова Розалия Халиулловна
В статье рассматриваются типы личности в зависимости от культурно-исторического контекста, содержание понятия «Я» в разные периоды развития общества.
Образ истории в историческом сознании современности
Пятак Владимир Иванович
Стр. 20 - 25
Аннотация
Пятак Владимир Иванович
В информационном обществе, в условиях ускорения социального времени для исторического сознания нет опоры в обособившемся и ускользающем настоящем. Не переваренное настоящее превращается в не переваренное прошлое, которым заполняется будущее. Опору массовое историческое сознание может найти и находит в мифологизированном прошлом. Но подлинная опора - в изначальной, внутренней истории, в которой есть со-бытие.
Гуманизм в политике Евросоюза в начале XXI века
Кардась Шимон, Цуранович Алиция
Стр. 26 - 42
Аннотация
Кардась Шимон, Цуранович Алиция
Идея европейской интеграции, с одной стороны, является результатом послевоенного кризиса гуманизма, но с другой стороны, она противостоит антигуманизму. Определению функций гуманизма в современной политике Евросоюза способствует анализ следующих вопросов: идеологические основания интеграции, специфика международной активности, внутренние политические дебаты, нормативная деятельность. ЕС является новым воплощением идеалов гуманизма. В основе пан-европейского процесса лежит убеждение, соблюдая нормы и процедуры, человек постепенно становится лучше, а окружающая среда - безопаснее
Гуманизм и история
Борзова Александра Венедиктовна
Стр. 43 - 52
Аннотация
Борзова Александра Венедиктовна
Статья посвящена анализу концептуальных основ хайдеггеровской интерпретации европейского гуманизма в контексте феноменов историчности и историографичности
Аксиология пустоты в европейской и восточной традициях
Коковкина Анастасия Александровна
Стр. 53 - 62
Аннотация
Коковкина Анастасия Александровна
Генеральные традиции европейской и восточной мысли оценивают пустоту радикально противоположным образом. Для Европы она ассоциируется с абсолютным отсутствием, небытием и отвергается, для Востока же пустота - вместилище бесконечных потенций, истинное начало сущего. Такое расхождение в оценке пустоты демонстрирует принципиально различные онтологические представления, лежащие в основе западной и восточной культур
Осмысление человеческой иррациональности в философии Н.О. Лосского и С.Л. Франка
Колмаков Михаил Валентинович
Стр. 63 - 72
Аннотация
Колмаков Михаил Валентинович
Статья посвящена анализу различий в подходах к проблеме иррационального крупнейших отечественных мыслителей. Показывается влияние, которое оказало на их решения религиозные установки сознания и метафизическая традиция, в рамках которых они работали. Решения русских философов интересны своей альтернативностью основному направлению западной мысли, следующему духу рассудочного рационализма. Европейская философия не смогла соединить рациональное и иррациональное в человеке и бытии в единый синтез. И это одна из причин краха гуманистической традиции понимания сущности человека. Н.Лосский и С.Франк искали осмысления иррационального через тематику Богопознания, творчества, существования нравственных ценностей и зла. Их объединяет стремление восстановить утраченную теоретическую целостность бытия человека в положительном и оптимистическом духе
Сетевое информационное общество: антропологическое измерение
Цыцарев Андрей Александрович
Стр. 73 - 85
Аннотация
Цыцарев Андрей Александрович
В статье предпринимается попытка анализа особенностей информационного общества в человеческом измерении. Показываются особенности информационного общества и риски связанные с ними. Главными рисками в информационном обществе являются: сохранение ценностей техногенной цивилизации, отождествление знания и информации, абсолютизация знания. Отличительной чертой современного состояния цивилизации является доминирование рационально-прагматического отношения к действительности. Этика, ценностные ориентиры человека, которые никак не могут быть рационально обоснованы, в прагматическом измерении не находят места. Современная человеческая деятельность не имеет аксиологических оснований, она опирается на технологическую рациональность и экономическую целесообразность