Кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии

Шаповалова Ольга Евгеньевна

Заведующий кафедрой, доктор психологических наук, профессор

 
kaf_kppl@prgusa.ru
с 8:30 до 17:30 Обед с 12:30 до 13:30
679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Пушкина, 7, ауд.


Кафедра коррекционной педагогики впервые начала свою работу в 1995 году на основании решения Ученого совета (протокол №2 от 01.11.1995 г.) в соответствии с приказом № 151 (по основной деятельности от 02.11.1995 г.).

В 2009 году в соответствии с приказом № 112 произошло слияние кафедры коррекционной педагогики и логопедии, в результате чего была образованна кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии.

Кафедра осуществляет подготовку студентов очного и заочного отделения на бюджетной и внебюджетной основе по следующим направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры:

Бакалавриат: 44.03.03  Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр»):

  • направленность Логопедия
  • направленность Специальная и практическая психология
  • направленность Организация специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Магистратура: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование(квалификация (степень) «магистр»):

  • направленность Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании

 Ведущие преподаватели кафедры осуществляют руководство НИР студентов в соответствии с их интересами, потребностями практики. По результатам НИР студентами выполняется курсовые, дипломные работы бакалавров, магистерские диссертации, доклады к студенческим научно-практическим конференциям. Под руководством преподавателей традиционно проводится Неделя коррекционной педагогики под девизом «Самая лучшая в мире профессия». За годы существования кафедры сложилась устойчивая система связей со многими высшими учебными заведениями (г.Москва, г.Екатеринбург, г.Санкт-Петербург, г.Комсомольск -на- Амуре), что позволяет повысить квалификацию и научную подготовку преподавателей.

Тема НИР  кафедры: «Научно-методическое обеспечение процесса подготовки психолого-педагогических кадров для системы специального (коррекционного) образования».

Наименование научной школы «Психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Список дисциплин, обеспечиваемых кафедрой:

  • направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, направленность Логопедия
  1. Специальная педагогика
  2. Специальная психология
  3. История специального и инклюзивного образования
  4. Онтогенез речевой деятельности
  5. Психолингвистика
  6. Основы психолого-педагогической диагностики
  7. Методические аспекты обучения детей с нарушениями речи
  8. Индивидуальные формы логопедической работы
  9. Логопедия
  10. Сурдопсихология
  11. Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  12. Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы
  13. Логопедическая работа с детьми с нарушениями интеллекта
  14. Логопедическая работа  с детьми С ДЦП
  15. Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха
  16. Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения
  17. Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи
  18. Технологии коррекции нарушений речи у младших школьников
  19. Технология обследования и развития фонематической стороны речи
  20. Технология обследования и развития моторной функции речи
  21. Технология восстановления речи при афазии
  22. Практикум по организации научного исследования
  23. Ведение в логопедическую специальность
  24. Тифлопсихология
  25. Психология лиц с задержкой психического развития
  26. Психология лиц с  нарушениями интеллекта
  27. Логопсихология
  28. Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании
  29. Культура толерантности в специальном и инклюзивном образовании лиц с ОВЗ
  • направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, направленность Специальная и практическая психология
  1. Специальная педагогика
  2. Специальная психология
  3. История психологии
  4. Развитие коммуникативной  компетентности  у лиц с ОВЗ
  5. Введение в специальность
  6. Психолого-педагогическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья
  7. Психологическое консультирование
  8. Практикум по решению профессиональных задач
  9. Психология лиц с нарушениями интеллекта
  10. Психология детей с задержкой психического развития
  11. Логопсихология
  12. Сурдопсихология
  13. Тифлопсихология
  14. Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  15. Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы
  16. Психология лиц с комплексными нарушениями
  17. Психодиагностика
  18. Психологическая коррекция личности
  19. Проектная деятельность в специальном (дефектологическом) образовании
  20. Основы психолого-педагогической диагностики
  21. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  22. Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании
  23. Культура толерантности в специальном и инклюзивном образовании лиц с ОВЗ

 

  • направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование направленность Организация специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  1. Специальная педагогика
  2. Специальная психология
  3. История специального и инклюзивного образования
  4. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования
  5. Психолингвистика
  6. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
  7. Психологическое консультирование
  8. Практикум по решению профессиональных задач
  9. Психология лиц с нарушениями интеллекта
  10. Психология детей с задержкой психического развития
  11. Логопсихология
  12. Сурдопсихология
  13. Тифлопсихология
  14. Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  15. Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы
  16. Психология лиц с комплексными нарушениями
  17. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта
  18. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития
  19. Логопедия
  20. Методические аспекты обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
  21. Сурдопедагогика
  22. Тифлопедагогика
  23. Дошкольная (коррекционная) педагогика
  24. Педагогическая техника воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
  25. Артпедагогика в специальном образовании
  26. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  27. Основы адаптации и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
  28. Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании
  29. Культура толерантности в специальном и инклюзивном образовании лиц с ОВЗ

 

  • направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании
  1. Современные проблемы науки и специального (дефектологического) образования
  2. Методология и методы научного исследования
  3. Инновационные процессы в специальном (дефектологическом) образовании
  4. История и философия специальной педагогики и психологии
  5. Специальный психологический практикум
  6. Основные приоритеты логопедической работы в образовательных организациях
  7. Основы организации научно-исследовательской работы
  8. Сравнительная специальная педагогика
  9. Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность
  10. Инструментарий и методика психолого-педагогического изучения детей
  11. Современные подходы к комплектованию образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья
  12. Педагогические технологии коммуникативной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
  13. Развитие коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте их социализации
  14. Профилактика и преодоление нарушений чтения и письма
  15.  Логопедическая работа с младшими школьниками
  16. Психологическая культура педагога-дефектолога
  17. Требования к личности педагога-дефектолога
  18. Педагогическая техника воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
  19.  Преодоление недоразвития у детей с ограниченными возможностями здоровья
  20. Обобщение инновационного опыта психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
  21.  Научно-педагогическое творчество учителя – дефектолога
  22. Современные технологии психолого-педагогической коррекции
  23.  Применение коррекционных технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Шаповалова Ольга Евгеньевна

    Заведующая кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии

    Доктор психологических наук по специальности 19.00.10 – Коррекционная психология, 2006, Новгородский педагогический университет

    Профессор по кафедре коррекционной педагогики, 2009

  • Борисова Елена Альбертовна

    Доцент, зам. декана по учебной работе

    Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.03 - Коррекционная педагогика (логопедия), 2010, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

    Доцент по кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии, 2013

  • Емельянова Ирина Алексеевна

    Доцент

    Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.03 – Коррекционная педагогика, Уральский государственный педагогический университет, 2009

    Доцент по кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии, 2013

  • Карынбаева Ольга Владимировна

    Доцент

    Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования, 2016, Тольяттинский государственный университет

Шаповалова Ольга Евгеньевна

Статьи в научных журналах (ВАК)

  1. Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната // Дефектология. 1995.-№ 2. -  С. 22-26.
  2. Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы // Дефектология.  -1996. -№ 5. - С. 59-64.
  3. Шаповалова О.Е. Особенности чувства юмора учащихся 1-3 классов вспомогательной школы // Дефектология. - 1996. -№ 6. -С. 36-40.
  4. Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному // Дефектология. –1998. - № 1. - С. 37-42.
  5. Шаповалова О.Е. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. – 2001.- № 4.  – С. 15-20.
  6. Шаповалова О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С.22-28.
  7. Шаповалова О.Е. Метод научного наблюдения  в профессиональной деятельности педагога-дефектолога // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.- 2010. - № 1(9). - С.86-89.
  8. Шаповалова О.Е. Эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей // Педагогическое образование и наука . – 2010. № 3. – С. 98 – 101.
  9. Шаповалова О.Е. Исследование психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях // Педагогическое образование и наука . – 2011. № 4. – С. 94 – 97.
  10. Шаповалова О.Е. Представления педагогов о психолого-педагогическом сопровождении развития школьников // Психология обучения.  2011. -  № 8. – С. 76 – 84.
  11. Шаповалова О.Е. Технологические аспекты  проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2011. - № 4. – С. 112 -117. .
  12. Шаповалова О.Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высшее образование в России . – 2012. - №3/12. – С. 97 - 103
  13. Шаповалова О.Е., Пушкина Е.О. Изучение памяти умственно отсталых младших школьников//Казанская наука. 2014. № 6.. – С.222-224.
  14. Шаповалова О.Е., Вологина А.О. Особенности логической памяти учащихся с ограниченными возможностями здоровья//Казанская наука. 2014. № 9.
  15. Шаповалова О.Е., Коржаева А.А. Проявление школьниками с нарушением интеллекта позитивных и негативных переживаний в учебной деятельности//Казанская наука.2015. № 5. С.194-196.
  16. Шаповалова О.Е., Гусарова О.А. Изучение волевых качеств личности старших дошкольников с нарушением интеллекта в трудовой деятельности//Казанская наука. 2016. № 1. С.116-118.
  17. Шаповалова О.Е. Воображение младших школьников с нарушением интеллекта//Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. № 180. С. 91-98.
  18. Шаповалова О.Е., Ибрагимова Г.Н. Особенности учебной мотивации младших школьников с ЗПР// Казанская наука. 2017. № 6. С. 95 – 97.
  19. Шаповалова О.Е. Особенности проявления школьниками с нарушением интеллекта чувства сопереживания//Научное мнение. 2018. № 6. С. 35-39.
  20. Шаповалова О.Е., Емельянова И.А.- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 с.551- 555
  21. Шаповалова О.Е.  Отношение умственно отсталых учащихся к правилам поведения в школе// Наука и школа. 2020. № 3 с. 112 – 117.
  22. Шаповалова О.Е.  Мотивационно-личностные аспекты профессионального самоопределения будущих магистров специального (дефектологического) образования. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта»,2021. 4(194). С. 525 - 529

Емельянова Ирина Алексеевна

Статьи в научных журналах (ВАК)

  1. Емельянова И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у  младших школьников с нарушением интеллекта //Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. - Екатеринбург: Уральское отделение РАО, 2009. - № 1. – С. 86 – 94.
  2. Емельянова И.А. Профессиональная самоиндентификация студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании//Специальное образование. 2013. - № 4. С. 87-91.
  3. Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Шкляр П.С., Попова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития школьников с двигательными нарушениями//Казанская наука. 2014. № 9.
  4. Емельянова И.А., Коржуева Т.В. Развитие связной устной речи на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида //Казанская наука. 2016. №12. С. 163-165.
  5. Емельянова И.А., Мельникова О.Н. Особенности грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Казанская наука. 2017. № 11. С. 158-160.
  6. Шаповалова О.Е., Емельянова И.А.- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 с.551- 555

 

Карынбаева Ольга Владимировна

Статьи в научных журналах (ВАК)

  1. Карынбаева О.В. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья// Специальное образование. - 2014. - №2 (34). - С.100-106.
  2. Карынбаева О.В. Подготовка педагогов к созданию интегрированной образовательной среды для детей с ограниченными  возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2014.-№172.
  3. Карынбаева О.В., Шаповалова О.Е. Отношение педагогов к проблеме взаимодействия  с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста//Научное мнение.2019. №9. С.53-57.
  4. Карынбаева О.В., Шкляр Н.В. Подготовка дефектологов в региональном вузе. // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2020.№9 (187). С.146-150.

 

Борисова Елена Альбертовна

Статьи в научных журналах (ВАК)

  1. Борисова Е.А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием // Специальное образование: научно-методический журнал / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2009. - № 3. - С. 64 - 70
  2. Борисова Е.А. Изучение и технология коррекции заикания у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. - 2009. - № 11. - С. 109 – 117.
  3. Борисова Е.А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российский академии образования - 2011. - № 4 (83). - С. 108-118.
  4. Борисова Е.А. Подготовка будущих учителей-логопедов к самостоятельной профессиональной деятельности//Специальное образование. 2013. - № 4. С. 80-86.
  5. Борисова Е.А. Формирование плавности речи как качественной характеристики устного высказывания детей дошкольного возраста с заиканием//Образование и наука. 2014. № 9 (118). С.130-142.