Кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии
Шаповалова Ольга Евгеньевна
Заведующий кафедрой, доктор психологических наук, профессор
Кафедра коррекционной педагогики впервые начала свою работу в 1995 году на основании решения Ученого совета (протокол №2 от 01.11.1995 г.) в соответствии с приказом № 151 (по основной деятельности от 02.11.1995 г.).
В 2009 году в соответствии с приказом № 112 произошло слияние кафедры коррекционной педагогики и логопедии, в результате чего была образованна кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии.
Кафедра осуществляет подготовку студентов очного и заочного отделения на бюджетной и внебюджетной основе по следующим направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры:
Бакалавриат: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр»):
- направленность Логопедия
- направленность Специальная и практическая психология
- направленность Организация специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистратура: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование(квалификация (степень) «магистр»):
- направленность Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании
Ведущие преподаватели кафедры осуществляют руководство НИР студентов в соответствии с их интересами, потребностями практики. По результатам НИР студентами выполняется курсовые, дипломные работы бакалавров, магистерские диссертации, доклады к студенческим научно-практическим конференциям. Под руководством преподавателей традиционно проводится Неделя коррекционной педагогики под девизом «Самая лучшая в мире профессия». За годы существования кафедры сложилась устойчивая система связей со многими высшими учебными заведениями (г.Москва, г.Екатеринбург, г.Санкт-Петербург, г.Комсомольск -на- Амуре), что позволяет повысить квалификацию и научную подготовку преподавателей.
Тема НИР кафедры: «Научно-методическое обеспечение процесса подготовки психолого-педагогических кадров для системы специального (коррекционного) образования».
Наименование научной школы «Психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Список дисциплин, обеспечиваемых кафедрой:
- направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, направленность Логопедия
- Специальная педагогика
- Специальная психология
- История специального и инклюзивного образования
- Онтогенез речевой деятельности
- Психолингвистика
- Основы психолого-педагогической диагностики
- Методические аспекты обучения детей с нарушениями речи
- Индивидуальные формы логопедической работы
- Логопедия
- Сурдопсихология
- Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы
- Логопедическая работа с детьми с нарушениями интеллекта
- Логопедическая работа с детьми С ДЦП
- Логопедическая работа с детьми с нарушениями слуха
- Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения
- Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи
- Технологии коррекции нарушений речи у младших школьников
- Технология обследования и развития фонематической стороны речи
- Технология обследования и развития моторной функции речи
- Технология восстановления речи при афазии
- Практикум по организации научного исследования
- Ведение в логопедическую специальность
- Тифлопсихология
- Психология лиц с задержкой психического развития
- Психология лиц с нарушениями интеллекта
- Логопсихология
- Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании
- Культура толерантности в специальном и инклюзивном образовании лиц с ОВЗ
- направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, направленность Специальная и практическая психология
- Специальная педагогика
- Специальная психология
- История психологии
- Развитие коммуникативной компетентности у лиц с ОВЗ
- Введение в специальность
- Психолого-педагогическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья
- Психологическое консультирование
- Практикум по решению профессиональных задач
- Психология лиц с нарушениями интеллекта
- Психология детей с задержкой психического развития
- Логопсихология
- Сурдопсихология
- Тифлопсихология
- Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы
- Психология лиц с комплексными нарушениями
- Психодиагностика
- Психологическая коррекция личности
- Проектная деятельность в специальном (дефектологическом) образовании
- Основы психолого-педагогической диагностики
- Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании
- Культура толерантности в специальном и инклюзивном образовании лиц с ОВЗ
- направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование направленность Организация специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
- Специальная педагогика
- Специальная психология
- История специального и инклюзивного образования
- Нормативно-правовые основы инклюзивного образования
- Психолингвистика
- Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Психологическое консультирование
- Практикум по решению профессиональных задач
- Психология лиц с нарушениями интеллекта
- Психология детей с задержкой психического развития
- Логопсихология
- Сурдопсихология
- Тифлопсихология
- Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы
- Психология лиц с комплексными нарушениями
- Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта
- Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития
- Логопедия
- Методические аспекты обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Сурдопедагогика
- Тифлопедагогика
- Дошкольная (коррекционная) педагогика
- Педагогическая техника воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
- Артпедагогика в специальном образовании
- Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Основы адаптации и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании
- Культура толерантности в специальном и инклюзивном образовании лиц с ОВЗ
- направление 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании
- Современные проблемы науки и специального (дефектологического) образования
- Методология и методы научного исследования
- Инновационные процессы в специальном (дефектологическом) образовании
- История и философия специальной педагогики и психологии
- Специальный психологический практикум
- Основные приоритеты логопедической работы в образовательных организациях
- Основы организации научно-исследовательской работы
- Сравнительная специальная педагогика
- Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность
- Инструментарий и методика психолого-педагогического изучения детей
- Современные подходы к комплектованию образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Педагогические технологии коммуникативной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
- Развитие коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте их социализации
- Профилактика и преодоление нарушений чтения и письма
- Логопедическая работа с младшими школьниками
- Психологическая культура педагога-дефектолога
- Требования к личности педагога-дефектолога
- Педагогическая техника воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
- Преодоление недоразвития у детей с ограниченными возможностями здоровья
- Обобщение инновационного опыта психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
- Научно-педагогическое творчество учителя – дефектолога
- Современные технологии психолого-педагогической коррекции
- Применение коррекционных технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
-
Шаповалова Ольга Евгеньевна
Заведующая кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии
Доктор психологических наук по специальности 19.00.10 – Коррекционная психология, 2006, Новгородский педагогический университет
Профессор по кафедре коррекционной педагогики, 2009
-
Борисова Елена Альбертовна
Доцент, зам. декана по учебной работе
Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.03 - Коррекционная педагогика (логопедия), 2010, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
Доцент по кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии, 2013
-
Емельянова Ирина Алексеевна
Доцент
Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.03 – Коррекционная педагогика, Уральский государственный педагогический университет, 2009
Доцент по кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии, 2013
-
Карынбаева Ольга Владимировна
Доцент
Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования, 2016, Тольяттинский государственный университет
Шаповалова Ольга Евгеньевна
Статьи в научных журналах (ВАК)
- Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната // Дефектология. 1995.-№ 2. - С. 22-26.
- Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы // Дефектология. -1996. -№ 5. - С. 59-64.
- Шаповалова О.Е. Особенности чувства юмора учащихся 1-3 классов вспомогательной школы // Дефектология. - 1996. -№ 6. -С. 36-40.
- Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному // Дефектология. –1998. - № 1. - С. 37-42.
- Шаповалова О.Е. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. – 2001.- № 4. – С. 15-20.
- Шаповалова О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С.22-28.
- Шаповалова О.Е. Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.- 2010. - № 1(9). - С.86-89.
- Шаповалова О.Е. Эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей // Педагогическое образование и наука . – 2010. № 3. – С. 98 – 101.
- Шаповалова О.Е. Исследование психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях // Педагогическое образование и наука . – 2011. № 4. – С. 94 – 97.
- Шаповалова О.Е. Представления педагогов о психолого-педагогическом сопровождении развития школьников // Психология обучения. 2011. - № 8. – С. 76 – 84.
- Шаповалова О.Е. Технологические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2011. - № 4. – С. 112 -117. .
- Шаповалова О.Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высшее образование в России . – 2012. - №3/12. – С. 97 - 103
- Шаповалова О.Е., Пушкина Е.О. Изучение памяти умственно отсталых младших школьников//Казанская наука. 2014. № 6.. – С.222-224.
- Шаповалова О.Е., Вологина А.О. Особенности логической памяти учащихся с ограниченными возможностями здоровья//Казанская наука. 2014. № 9.
- Шаповалова О.Е., Коржаева А.А. Проявление школьниками с нарушением интеллекта позитивных и негативных переживаний в учебной деятельности//Казанская наука.2015. № 5. С.194-196.
- Шаповалова О.Е., Гусарова О.А. Изучение волевых качеств личности старших дошкольников с нарушением интеллекта в трудовой деятельности//Казанская наука. 2016. № 1. С.116-118.
- Шаповалова О.Е. Воображение младших школьников с нарушением интеллекта//Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. № 180. С. 91-98.
- Шаповалова О.Е., Ибрагимова Г.Н. Особенности учебной мотивации младших школьников с ЗПР// Казанская наука. 2017. № 6. С. 95 – 97.
- Шаповалова О.Е. Особенности проявления школьниками с нарушением интеллекта чувства сопереживания//Научное мнение. 2018. № 6. С. 35-39.
- Шаповалова О.Е., Емельянова И.А.- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 с.551- 555
- Шаповалова О.Е. Отношение умственно отсталых учащихся к правилам поведения в школе// Наука и школа. 2020. № 3 с. 112 – 117.
- Шаповалова О.Е. Мотивационно-личностные аспекты профессионального самоопределения будущих магистров специального (дефектологического) образования. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта»,2021. 4(194). С. 525 - 529
Емельянова Ирина Алексеевна
Статьи в научных журналах (ВАК)
- Емельянова И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта //Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. - Екатеринбург: Уральское отделение РАО, 2009. - № 1. – С. 86 – 94.
- Емельянова И.А. Профессиональная самоиндентификация студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании//Специальное образование. 2013. - № 4. С. 87-91.
- Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Шкляр П.С., Попова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития школьников с двигательными нарушениями//Казанская наука. 2014. № 9.
- Емельянова И.А., Коржуева Т.В. Развитие связной устной речи на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида //Казанская наука. 2016. №12. С. 163-165.
- Емельянова И.А., Мельникова О.Н. Особенности грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Казанская наука. 2017. № 11. С. 158-160.
- Шаповалова О.Е., Емельянова И.А.- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 с.551- 555
Карынбаева Ольга Владимировна
Статьи в научных журналах (ВАК)
- Карынбаева О.В. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья// Специальное образование. - 2014. - №2 (34). - С.100-106.
- Карынбаева О.В. Подготовка педагогов к созданию интегрированной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2014.-№172.
- Карынбаева О.В., Шаповалова О.Е. Отношение педагогов к проблеме взаимодействия с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста//Научное мнение.2019. №9. С.53-57.
- Карынбаева О.В., Шкляр Н.В. Подготовка дефектологов в региональном вузе. // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2020.№9 (187). С.146-150.
Борисова Елена Альбертовна
Статьи в научных журналах (ВАК)
- Борисова Е.А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием // Специальное образование: научно-методический журнал / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2009. - № 3. - С. 64 - 70
- Борисова Е.А. Изучение и технология коррекции заикания у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. - 2009. - № 11. - С. 109 – 117.
- Борисова Е.А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российский академии образования - 2011. - № 4 (83). - С. 108-118.
- Борисова Е.А. Подготовка будущих учителей-логопедов к самостоятельной профессиональной деятельности//Специальное образование. 2013. - № 4. С. 80-86.
- Борисова Е.А. Формирование плавности речи как качественной характеристики устного высказывания детей дошкольного возраста с заиканием//Образование и наука. 2014. № 9 (118). С.130-142.