САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СПОСОБНОСТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ

15.11.2020
292

Т. В. Борзова, Е. С. Плотникова

В статье рассматривается проблема самореализации студентов с разным уровнем способности к самоуправлению. Актуальность данного исследования определяется значимостью изучения личностных факторов, определяющих успешность самореализации личности. Одним из таких факторов является способность к самоуправлению, которая, на наш взгляд, во многом определяет самореализацию личности. Цель исследования — выявление специфики самореализации студентов с разным уровнем способности к самоуправлению. Для реализации поставленной цели проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 140 студентов в возрасте от 17 до 25 лет. В качестве диагностического инструментария выбраны следующие методики: тест «Способность к самоуправлению» Н. М. Пейсахова; «Опросник самореализации» С. И. Кудинова. Испытуемые в процессе анализа эмпирических данных были разделены на пять групп (по уровню развития способности к самоуправлению), в которых изучались специфические различия параметров их самореализации. В результате проведённого анализа выявлено, что самым благоприятным для самореализации уровнем способности к самоуправлению является уровень выше среднего. Студентам с таким уровнем способности к самоуправлению свойственно проявление активности и оптимизма, в процессе самореализации у них одинаково на высоком уровне проявляются социально-корпоративные и субъектно-личностные установки самореализации, в равной степени присутствуют эгоцентрические и социоцентрические мотивы, не выражены деструктивность и барьеры самореализации. Самыми неблагоприятными для самореализации стали низкий и высокий уровни способности к самоуправлению, так как в группах этих испытуемых выявлены следующие специфические особенности: преобладание пассивности над активностью, преобладание эгоцентрической мотивации самореализации над социоцентрической, низкий уровень конструктивности самореализации при наличии социальных и личностных барьеров.