КАНТИАНСКАЯ ТРАКТОВКА ГЕНИЯ И ЕЁ САЛЬЕРИАНСКИЙ ДЕРИВАТ
П. Н. Толстогузов
В трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» одним из ключевых моментов является концепция художника и художественного творчества. В пушкинском тексте мы постоянно встречаем понятия, имеющие прямое отношение к этой теме: жречество, бессмертный гений, ремесло, божественность, служитель искусства, сын гармонии и другие. О природе творчества в пьесе высказывается в основном Сальери. Его концепция гениальности восходит к авторитетным источникам античности и раннего Нового времени. Один из наиболее важных источников — Иммануил Кант. Суждения Сальери и совпадают, и драматически не совпадают с кантовскими определениями гения. В лице Моцарта Сальери покушается на бессознательное природы, что влечёт за собой целый ряд парадоксов в позиции антагониста.