Перейти

Кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии

Шаповалова Ольга Евгеньевна

Заведующая кафедрой, Доктор психологических наук, Профессор

 
kaf_kppl@prgusa.ru
с 8:30 до 17:30 Обед с 12:30 до 13:30
679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Пушкина, 7, ауд.


Кафедра коррекционной педагогики впервые начала свою работу в 1995 году на основании решения Ученого совета (протокол №2 от 01.11.1995 г.) в соответствии с приказом № 151 (по основной деятельности от 02.11.1995 г.).

В 2009 году в соответствии с приказом № 112 произошло слияние кафедры коррекционной педагогики и логопедии, в результате чего была образованна кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии.

Кафедра осуществляет подготовку студентов очного и заочного отделения на бюджетной и внебюджетной основе по следующим специальностям и направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры:

Бакалавриат: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование(квалификация (степень) «бакалавр»):

  • направление Олигофренопедагогика (заочная форма обучения)
  • направление Логопедия (заочная форма обучения)
  • направление Специальная психология (очная форма обучения)
  • направление Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (очная и заочная форма обучения)
 

Магистратура: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование(квалификация (степень) «магистр»):

  • направление Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании (очная и заочная форма обучения).

 

Ведущие преподаватели кафедры осуществляют руководство НИР студентов в соответствии с их интересами, потребностями практики. По результатам НИР студентами выполняется курсовые, дипломные работы бакалавров, специалистов, магистерские диссертации, доклады к студенческим научно-практическим конференциям. Под руководством преподавателей традиционно проводится Неделя коррекционной педагогики под девизом «Самая лучшая в мире профессия». За годы существования кафедры сложилась устойчивая система связей со многими высшими учебными заведениями (г.Москва, г.Екатеринбург, г.Санкт-Петербург, г.Комсомольск -на- Амуре), что позволяет повысить квалификацию и научную подготовку преподавателей.

Тема НИР  кафедры: «Научно-методическое обеспечение процесса подготовки психолого-педагогических кадров для системы специального (коррекционного) образования».

Наименование научной школы «Психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Список дисциплин, обеспечиваемых кафедрой:

  • направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Специальная психология (очная форма обучения)
  1. Артпедагогика в специальном образовании
  2. Воспитание детей с нарушением интеллекта
  3. Дошкольная (коррекционная) педагогика
  4. История специального образования
  5. Логопедическая работа с детьми с нарушением интеллекта
  6. Логопедические технологии (Технология обследования произ.стороны и моторной ф-ции речи)
  7. Логопедический практикум (Индивидуальные
  8. Логопедия
  9. Логопсихология
  10. Методика обучения географии
  11. Методика обучения естествознанию
  12. Методика обучения изобразительной деятельности
  13. Методика обучения математике
  14. Методика обучения русскому языку  и чтению
  15. Методика обучения ручному труду
  16. Методы и методика психологической диагностики
  17. Методы и методика психологической коррекции
  18. Обучение детей с нарушением интеллекта
  19. Онтогенез речевой деятельности
  20. Основы адаптации и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
  21. Основы дошкольной коррекционной педагогики
  22. Основы логопедии
  23. Педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
  24. Педагогическая техника воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
  25. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
  26. Практикум по решению профессиональных задач
  27. Психолингвистика.
  28. Психологическая работа с детьми с нарушением интеллекта
  29. Психологическое консультирование
  30. Психология детей с задержкой психического развития
  31. Психология детей с нарушением интеллекта
  32. Психология детей с проблемами в развитии
  33. Психология лиц с комплексными нарушениями
  34. Психология лиц с нарушениями интеллекта
  35. Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  36. Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы
  37. Психолого- педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  38. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
  39. Психолого-педагогические технологии в работе с детьми, имеющими задержку психического развития
  40. Специальная педагогика
  41. Специальная психология
  42. Сурдопедагогика
  43. Сурдопсихология
  44. Тифлопедагогика
  45. Тифлопсихология
  46. Эмоциональное развитие детей с нарушением интеллекта

 

  • направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Олигофренопедагогика (заочная форма обучения)
  1. Специальная педагогика
  2. Специальная психология
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
  4. История специального образования
  5. Психолингвистика
  6. Практикум по решению профессиональных задач
  7. Логопедия
  8. Психология детей с нарушением интеллекта
  9. Обучение детей с нарушением интеллекта
  10. Воспитание детей с нарушением интеллекта
  11. Основы дошкольной коррекционной педагогики
  12. Методика обучения русскому языку и чтению
  13. Методика обучения математике
  14. Методика обучения естествознанию
  15. Методика обучения географии
  16. Методика обучения ручному труду
  17. Методика обучения изобразительной деятельности
  18. Психология детей с задержкой психического развития
  19. Психология детей с нарушениями речи
  20. Методика обучения истории
  21. Основы адаптации и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
  22. Основы психологического консультирования
  23. Эмоциональное развитие детей с нарушением интеллекта
  24. Психологическая работа с детьми с нарушением интеллекта
  25. Сурдопедагогика
  26. Сурдопсихология
  27. Тифлопедагогика
  28. Тифлопсихология
  29. Артпедагогика в специальном образовании
  30. Психолого- педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  31. Логопедическая работа с детьми с нарушением интеллекта
  32. Социальная педагогика в специальном образовании

 

  • направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия (заочная форма обучения)
  1. Специальная педагогика
  2. Специальная психология
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
  4. История специального образования
  5. Психолингвистика
  6. Практикум по решению профессиональных задач
  7. Логопедия
  8. Логопедический практикум (Индивидуальные формы логопедической работы)
  9. Онтогенез речевой деятельности
  10. Логопедические технологии (Технология обследования произносительной стороны и моторной функции речи)
  11. Логопедические технологии (Технология формирования интонационной стороны речи и темпоритмической организации устной речи)
  12. Логопсихология
  13. Логопедический практикум (Организация совместной работы логопеда и воспитателя)
  14. Методика преподавания литературы (специальная)
  15. Методика преподавания русского языка (специальная)
  16. Практикум по постановке голоса и выразительности речи
  17. Методика преподавания математики (специальная)
  18. Логопедический практикум (Фронтальные формы логопедической работы)
  19. Методика развития речи дошкольников (специальная)Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
  20. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи
  21. Педагогические технологии формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи
  22. Сурдопедагогика
  23. Сурдопсихология
  24. Тифлопедагогика
  25. Тифлопсихология
  26. Логопедичческая работа с детьми с нарушениями интеллекта
  27. Логопедические технологии коррекции нарушений письменной речи у младших школьников
  28. Логопедическая ритмика
  29. Методика преподавания изобразительной деятельности
  30. Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями
  31. Семейное воспитание детей с нарушениями речи
  32. Эмоциональное сопровождение детей с нарушениями развития
  33. Артпедагогика в специальном образовании
  34. Психолого-педагогические основы подготовки к школе леворуких детей
  35. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения

 

  • направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Психолого-педагогическое  сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (очная и заочная форма обучения)
  1. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
  2. Практикум по решению профессиональных задач
  3. Социальная педагогика в специальном образовании
  4. Экологическое воспитание умственно отсталых детей
  5. Специальная педагогика
  6. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников
  7. Специальная психология
  8. Психолого-педагогические требования к личности педагога-дефектолога
  9. Психолингвистика
  10. Развитие воображения детей с нарушениями речи
  11. Психолоическая культура педагога-дефектолога
  12. Психолого-педагогическая диагностика
  13. Психолого-педагогические технологии диагностики и комплектования коррекционно-образовательных учреждений
  14. Психология детей с проблемами в развитии
  15. Психология лиц с нарушениями речи
  16. Основы логопедии
  17. Тифлопсихология
  18. Основы тифлопедагогики
  19. Сурдопсихология с основами сурдопедагогики
  20. Основы сурдопедагогики
  21. Психология лиц с умственной отсталостью и задержкой психического развития
  22. Обучение и воспитание лиц с проблемами в развитии
  23. Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью
  24. История специальной педагогики
  25. Психологическое консультирование
  26. Педагогическая техника в воспитании детей с проблемами в развитии
  27. Психолого-педагогический практикум

 

  • направление 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании (очная и заочная форма обучения)
  1. История и философия специальной педагогики и психологии
  2. Методические аспекты учебной работы в специальной (коррекционной) школе 8 вида
  3. Организация и методика коррекции и развития речи детей дошкольного и школьного возраста
  4. Педагогические технологии коммуникативной деятельности у  детей с ограниченными возможностями здоровья
  5. Педагогическая техника воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
  6. Преодоление и профилактика нарушений чтения и письма
  7. Психологическая культура педагога-дефектолога.
  8. Психолого-педагогическая диагностика интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности
  9. Психолого-педагогическое сопровождение глубоко умственно отсталых детей
  10. Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность
  11. Современные проблемы науки и специального дефектологического образования
  12. Специальный психологический практикум
  13. Сравнительная специальная педагогика
  14. Система помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект
  • Шаповалова Ольга Евгеньевна

    Заведующая кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии

    Доктор психологических наук по специальности 19.00.10 – Коррекционная психология, 2006, Новгородский педагогический университет

    Профессор по кафедре коррекционной педагогики, 2009

  • Шкляр Наталья Валерьевна

    Декан факультета педагогики и психологии – центра педагогического образования

     Кандидат психологических наук по специальности 19.00.10 - Коррекционная психология, 2008, Нижегородский государственный педагогический университет

    Доцент по кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии, 2013

  • Борисова Елена Альбертовна

    Доцент

    Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.03 - Коррекционная педагогика (логопедия), 2010, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

    Доцент по кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии, 2013

  • Емельянова Ирина Алексеевна

    Доцент

    Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.03 – Коррекционная педагогика, Уральский государственный педагогический университет, 2009

    Доцент по кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии, 2013

  • Родионова Галина Сергевна

    Старший преподаватель

    Кандидат психологических наук по специальности 19.00.10 - Коррекционная психология, 2012, Нижегородский государственный педагогический университет

  • Карынбаева Ольга Владимировна

    Старший преподаватель

    Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования, 2016, Тольяттинский государственный университет

Шаповалова Ольга Евгеньевна

Статьи в научных журналах (ВАК)

  1. Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната // Дефектология. 1995.-№ 2. -  С. 22-26.

  2. Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы // Дефектология.  -1996. -№ 5. - С. 59-64.

  3. Шаповалова О.Е. Особенности чувства юмора учащихся 1-3 классов вспомогательной школы // Дефектология. - 1996. -№ 6. -С. 36-40.

  4. Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному // Дефектология. –1998. - № 1. - С. 37-42.

  5. Шаповалова О.Е. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. – 2001.- № 4.  – С. 15-20.

  6. Шаповалова О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С.22-28.

  7. Шаповалова О.Е. Метод научного наблюдения  в профессиональной деятельности педагога-дефектолога // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.- 2010. - № 1(9). - С.86-89.

  8. Шаповалова О.Е. Эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей // Педагогическое образование и наука . – 2010. № 3. – С. 98 – 101.

  9. Шаповалова О.Е. Исследование психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях // Педагогическое образование и наука . – 2011. № 4. – С. 94 – 97.

  10. Шаповалова О.Е. Представления педагогов о психолого-педагогическом сопровождении развития школьников // Психология обучения.  2011. -  № 8. – С. 76 – 84.

  11. Шаповалова О.Е. Технологические аспекты  проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2011. - № 4. – С. 112 -117. .

  12. Шаповалова О.Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высшее образование в России . – 2012. - №3/12. – С. 97 - 103

  13. Шаповалова О.Е. Интерес будущих педагогов к проблеме физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. - № 5 (87). – С. 169 – 172.

  14. Шаповалова О.Е., Фишман Б.Е., Ванакова Г.В.. Физическое воспитание умственно отсталых школьников в научных исследованиях студентов // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чнрнышевского. – 2012. - № 5 (46). – С. 133 – 137.

  15. Файнфельд И.А., Шаповалова О.Е., Сережникова Р.К., Фишман Б.Е. Воспитание и духовное развитие в философско-религиозных системах Востока (Буддизм, Даосизм, Конфуцианство) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чнрнышевского. – 2012. - № 5 (46). – С. 94. – 101.

  16. Шаповалова О.Е., Пушкина Е.О. Изучение памяти умственно отсталых младших школьников//Казанская наука. 2014. № 6.. – С.222-224.

  17. Шаповалова О.Е., Вологина А.О. Особенности логической памяти учащихся с ограниченными возможностями здоровья//Казанская наука. 2014. № 9.

 

Шкляр Наталья Валерьевна

Статьи в научных журналах (ВАК, Scopus, зарубежные публикации)

  1. Шкляр Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников // Начальная школа, 2007.-№8.- С.71-73.

  2. Шкляр Н.В. Совершенствование практической подготовки будущих педагогов// Высшее образование в России.2012. №3. С.86-92.

  3. Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов //Специальное образование. УрГПУ, Институт специального образования. №12, 2013 г.

  4. Шкляр Н.В., Карынбаева О.В., Емельянова И.А., Борисова Е.А., Дунаева Е.С.Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в условиях компетентностного подхода Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach (article) //Life Science Journal 2014;11(12s)., P. 501-505URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf (журнал базы «Scopus»)

  5. N. Shklyar & E. Dunaeva Spiritually - moral education of students in higher education institution. MORAL POTENTIAL OF THE SOCIETY: REPRODUCTION PRESERVATION AND INTENSIFICATION ISSUES. B&M Publishing San Francisco, California, USA. 2013. С.107-111.

  6. Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Шкляр П.С., Попова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития школьников с двигательными нарушениями//Казанская наука. 2014. № 9.

  7. Шкляр Н.В., Андрушко Е.Н. Организация коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта//Казанская наука.- 2014. № 10.

 

Емельянова Ирина Алексеевна

Статьи в научных журналах (ВАК, Scopus)

  1. Емельянова И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у  младших школьников с нарушением интеллекта //Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. - Екатеринбург: Уральское отделение РАО, 2009. - № 1. – С. 86 – 94.

  2. Емельянова И.А. Профессиональная самоиндентификация студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании//Специальное образование. 2013. - № 4. С. 87-91.

  3. Емельянова И.А., Карынбаева О.В., Шкляр Н.В., Борисова Е.А., Дунаева Е.С.Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в условиях компетентностного подхода Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach (article) //Life Science Journal 2014;11(12s)., P. 501-505URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf (журнал базы «Scopus») 

  4. Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Шкляр П.С., Попова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития школьников с двигательными нарушениями//Казанская наука. 2014. № 9.

 

Карынбаева ольга владимировна

Статьи в научных журналах (ВАК, Scopus)

  1. Карынбаева О.В. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья// Специальное образование. - 2014. - №2 (34). - С.100-106.

  2. Карынбаева О.В., Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Борисова Е.А., Дунаева Е.С.Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в условиях компетентностного подхода Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach (article) //Life Science Journal 2014;11(12s)., P. 501-505URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf (журнал базы «Scopus»)

  3. Карынбаева О.В. Подготовка педагогов к созданию интегрированной образовательной среды для детей с ограниченными  возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2014.-№172.

 

ДУНАЕВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Статьи в научных журналах (ВАК, Scopus, международных публикациях)

  1. Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов //Специальное образование. УрГПУ, Институт специального образования. №12, 2013 г.

  2. Дунаева Е.С., Карынбаева О.В., Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Борисова Е.А. Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в условиях компетентностного подхода Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach (article) //Life Science Journal 2014;11(12s)., P. 501-505URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf (журнал базы «Scopus») 

  3.  N. Shklyar & E. Dunaeva Spiritually - moral education of students in higher education institution. MORAL POTENTIAL OF THE SOCIETY: REPRODUCTION PRESERVATION AND INTENSIFICATION ISSUES. B&M Publishing San Francisco, California, USA. 2013. С.107-111.

 

БОРИСОВА ЕЛЕНА АЛЬБЕРТОВНА

Статьи в научных журналах (ВАК, Scopus)
  1. Борисова Е.А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием // Специальное образование: научно-методический журнал / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2009. - № 3. - С. 64 - 70

  2. Борисова Е.А. Изучение и технология коррекции заикания у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. - 2009. - № 11. - С. 109 – 117.

  3. Борисова Е.А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российский академии образования - 2011. - № 4 (83). - С. 108-118.

  4. Борисова Е.А. Подготовка будущих учителей-логопедов к самостоятельной профессиональной деятельности//Специальное образование. 2013. - № 4. С. 80-86.

  5. Борисова Е.А., Карынбаева О.В., Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Дунаева Е.С.Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в условиях компетентностного подхода Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach (article) //Life Science Journal 2014;11(12s)., P. 501-505URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf (журнал базы «Scopus»)

 

РОДИОНОВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА

Статьи в научных журналах (ВАК)

  1. Родионова Г.С. Развитие творческого воображения дошкольников с недоразвитием речи в ходе работы со сказкой // Психология обучения,  2011. № 8.-  С. 30-38.

  2. Родионова Г.С. Визуализация сказочных образов как средство развития творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи         печатная    // Педагогическое образование и наука.2012. №3. – С. 108-111.

  3. Родионова Г.С. Формирование у будущих педагогов компетенций, необходимых для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья// Специальное образование, 2013. №4(32). – С. 56-65.

  4. Родионова Г.С. Возможности сказки при изучении творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 4. – С. 122-125

  5. Родионова Г.С. Развитие воссоздающего воображения у дошкольников с нарушениями речи // Казанская наука. 2014. № 10.