Кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии
Шаповалова Ольга Евгеньевна
Заведующая кафедрой, Доктор психологических наук, Профессор
Кафедра коррекционной педагогики впервые начала свою работу в 1995 году на основании решения Ученого совета (протокол №2 от 01.11.1995 г.) в соответствии с приказом № 151 (по основной деятельности от 02.11.1995 г.).
В 2009 году в соответствии с приказом № 112 произошло слияние кафедры коррекционной педагогики и логопедии, в результате чего была образованна кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии.
Кафедра осуществляет подготовку студентов очного и заочного отделения на бюджетной и внебюджетной основе по следующим специальностям и направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры:
Бакалавриат: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование(квалификация (степень) «бакалавр»):
- направление Олигофренопедагогика (заочная форма обучения)
- направление Логопедия (заочная форма обучения)
- направление Специальная психология (очная форма обучения)
- направление Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (очная и заочная форма обучения)
Магистратура: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование(квалификация (степень) «магистр»):
- направление Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании (очная и заочная форма обучения).
Ведущие преподаватели кафедры осуществляют руководство НИР студентов в соответствии с их интересами, потребностями практики. По результатам НИР студентами выполняется курсовые, дипломные работы бакалавров, специалистов, магистерские диссертации, доклады к студенческим научно-практическим конференциям. Под руководством преподавателей традиционно проводится Неделя коррекционной педагогики под девизом «Самая лучшая в мире профессия». За годы существования кафедры сложилась устойчивая система связей со многими высшими учебными заведениями (г.Москва, г.Екатеринбург, г.Санкт-Петербург, г.Комсомольск -на- Амуре), что позволяет повысить квалификацию и научную подготовку преподавателей.
Тема НИР кафедры: «Научно-методическое обеспечение процесса подготовки психолого-педагогических кадров для системы специального (коррекционного) образования».
Наименование научной школы «Психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Список дисциплин, обеспечиваемых кафедрой:
- направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Специальная психология (очная форма обучения)
- Артпедагогика в специальном образовании
- Воспитание детей с нарушением интеллекта
- Дошкольная (коррекционная) педагогика
- История специального образования
- Логопедическая работа с детьми с нарушением интеллекта
- Логопедические технологии (Технология обследования произ.стороны и моторной ф-ции речи)
- Логопедический практикум (Индивидуальные
- Логопедия
- Логопсихология
- Методика обучения географии
- Методика обучения естествознанию
- Методика обучения изобразительной деятельности
- Методика обучения математике
- Методика обучения русскому языку и чтению
- Методика обучения ручному труду
- Методы и методика психологической диагностики
- Методы и методика психологической коррекции
- Обучение детей с нарушением интеллекта
- Онтогенез речевой деятельности
- Основы адаптации и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Основы дошкольной коррекционной педагогики
- Основы логопедии
- Педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Педагогическая техника воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
- Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
- Практикум по решению профессиональных задач
- Психолингвистика.
- Психологическая работа с детьми с нарушением интеллекта
- Психологическое консультирование
- Психология детей с задержкой психического развития
- Психология детей с нарушением интеллекта
- Психология детей с проблемами в развитии
- Психология лиц с комплексными нарушениями
- Психология лиц с нарушениями интеллекта
- Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы
- Психолого- педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Психолого-педагогические технологии в работе с детьми, имеющими задержку психического развития
- Специальная педагогика
- Специальная психология
- Сурдопедагогика
- Сурдопсихология
- Тифлопедагогика
- Тифлопсихология
- Эмоциональное развитие детей с нарушением интеллекта
- направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Олигофренопедагогика (заочная форма обучения)
- Специальная педагогика
- Специальная психология
- Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
- История специального образования
- Психолингвистика
- Практикум по решению профессиональных задач
- Логопедия
- Психология детей с нарушением интеллекта
- Обучение детей с нарушением интеллекта
- Воспитание детей с нарушением интеллекта
- Основы дошкольной коррекционной педагогики
- Методика обучения русскому языку и чтению
- Методика обучения математике
- Методика обучения естествознанию
- Методика обучения географии
- Методика обучения ручному труду
- Методика обучения изобразительной деятельности
- Психология детей с задержкой психического развития
- Психология детей с нарушениями речи
- Методика обучения истории
- Основы адаптации и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Основы психологического консультирования
- Эмоциональное развитие детей с нарушением интеллекта
- Психологическая работа с детьми с нарушением интеллекта
- Сурдопедагогика
- Сурдопсихология
- Тифлопедагогика
- Тифлопсихология
- Артпедагогика в специальном образовании
- Психолого- педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Логопедическая работа с детьми с нарушением интеллекта
- Социальная педагогика в специальном образовании
- направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия (заочная форма обучения)
- Специальная педагогика
- Специальная психология
- Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
- История специального образования
- Психолингвистика
- Практикум по решению профессиональных задач
- Логопедия
- Логопедический практикум (Индивидуальные формы логопедической работы)
- Онтогенез речевой деятельности
- Логопедические технологии (Технология обследования произносительной стороны и моторной функции речи)
- Логопедические технологии (Технология формирования интонационной стороны речи и темпоритмической организации устной речи)
- Логопсихология
- Логопедический практикум (Организация совместной работы логопеда и воспитателя)
- Методика преподавания литературы (специальная)
- Методика преподавания русского языка (специальная)
- Практикум по постановке голоса и выразительности речи
- Методика преподавания математики (специальная)
- Логопедический практикум (Фронтальные формы логопедической работы)
- Методика развития речи дошкольников (специальная)Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
- Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи
- Педагогические технологии формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи
- Сурдопедагогика
- Сурдопсихология
- Тифлопедагогика
- Тифлопсихология
- Логопедичческая работа с детьми с нарушениями интеллекта
- Логопедические технологии коррекции нарушений письменной речи у младших школьников
- Логопедическая ритмика
- Методика преподавания изобразительной деятельности
- Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями
- Семейное воспитание детей с нарушениями речи
- Эмоциональное сопровождение детей с нарушениями развития
- Артпедагогика в специальном образовании
- Психолого-педагогические основы подготовки к школе леворуких детей
- Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
- направление 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (очная и заочная форма обучения)
- Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
- Практикум по решению профессиональных задач
- Социальная педагогика в специальном образовании
- Экологическое воспитание умственно отсталых детей
- Специальная педагогика
- Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников
- Специальная психология
- Психолого-педагогические требования к личности педагога-дефектолога
- Психолингвистика
- Развитие воображения детей с нарушениями речи
- Психолоическая культура педагога-дефектолога
- Психолого-педагогическая диагностика
- Психолого-педагогические технологии диагностики и комплектования коррекционно-образовательных учреждений
- Психология детей с проблемами в развитии
- Психология лиц с нарушениями речи
- Основы логопедии
- Тифлопсихология
- Основы тифлопедагогики
- Сурдопсихология с основами сурдопедагогики
- Основы сурдопедагогики
- Психология лиц с умственной отсталостью и задержкой психического развития
- Обучение и воспитание лиц с проблемами в развитии
- Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью
- История специальной педагогики
- Психологическое консультирование
- Педагогическая техника в воспитании детей с проблемами в развитии
- Психолого-педагогический практикум
- направление 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование, профиль Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании (очная и заочная форма обучения)
- История и философия специальной педагогики и психологии
- Методические аспекты учебной работы в специальной (коррекционной) школе 8 вида
- Организация и методика коррекции и развития речи детей дошкольного и школьного возраста
- Педагогические технологии коммуникативной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
- Педагогическая техника воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
- Преодоление и профилактика нарушений чтения и письма
- Психологическая культура педагога-дефектолога.
- Психолого-педагогическая диагностика интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности
- Психолого-педагогическое сопровождение глубоко умственно отсталых детей
- Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность
- Современные проблемы науки и специального дефектологического образования
- Специальный психологический практикум
- Сравнительная специальная педагогика
- Система помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект
-
Шаповалова Ольга Евгеньевна
Заведующая кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии
Доктор психологических наук по специальности 19.00.10 – Коррекционная психология, 2006, Новгородский педагогический университет
Профессор по кафедре коррекционной педагогики, 2009
-
Шкляр Наталья Валерьевна
Декан факультета педагогики и психологии – центра педагогического образования
Кандидат психологических наук, 19.00.10 - коррекционная психология, 2008 г., Нижегородский государственный педагогический университет, г.Нижний Новгород
Доцент по кафедре специальной психологии, 2013 г.
-
Борисова Елена Альбертовна
Доцент, зам. декана по учебной работе
Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.03 - Коррекционная педагогика (логопедия), 2010, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
Доцент по кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии, 2013
-
Емельянова Ирина Алексеевна
Доцент
Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.03 – Коррекционная педагогика, Уральский государственный педагогический университет, 2009
Доцент по кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии, 2013
-
Родионова Галина Сергевна
Старший преподаватель
Кандидат психологических наук по специальности 19.00.10 - Коррекционная психология, 2012, Нижегородский государственный педагогический университет
-
Карынбаева Ольга Владимировна
Доцент
Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования, 2016, Тольяттинский государственный университет
Шаповалова Ольга Евгеньевна
Статьи в научных журналах (ВАК)
-
Шаповалова О.Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната // Дефектология. 1995.-№ 2. - С. 22-26.
-
Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы // Дефектология. -1996. -№ 5. - С. 59-64.
-
Шаповалова О.Е. Особенности чувства юмора учащихся 1-3 классов вспомогательной школы // Дефектология. - 1996. -№ 6. -С. 36-40.
-
Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному // Дефектология. –1998. - № 1. - С. 37-42.
-
Шаповалова О.Е. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. – 2001.- № 4. – С. 15-20.
-
Шаповалова О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С.22-28.
-
Шаповалова О.Е. Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.- 2010. - № 1(9). - С.86-89.
-
Шаповалова О.Е. Эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей // Педагогическое образование и наука . – 2010. № 3. – С. 98 – 101.
-
Шаповалова О.Е. Исследование психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях // Педагогическое образование и наука . – 2011. № 4. – С. 94 – 97.
-
Шаповалова О.Е. Представления педагогов о психолого-педагогическом сопровождении развития школьников // Психология обучения. 2011. - № 8. – С. 76 – 84.
-
Шаповалова О.Е. Технологические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2011. - № 4. – С. 112 -117. .
-
Шаповалова О.Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высшее образование в России . – 2012. - №3/12. – С. 97 - 103
-
Шаповалова О.Е. Интерес будущих педагогов к проблеме физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. - № 5 (87). – С. 169 – 172.
-
Шаповалова О.Е., Фишман Б.Е., Ванакова Г.В.. Физическое воспитание умственно отсталых школьников в научных исследованиях студентов // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чнрнышевского. – 2012. - № 5 (46). – С. 133 – 137.
-
Файнфельд И.А., Шаповалова О.Е., Сережникова Р.К., Фишман Б.Е. Воспитание и духовное развитие в философско-религиозных системах Востока (Буддизм, Даосизм, Конфуцианство) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чнрнышевского. – 2012. - № 5 (46). – С. 94. – 101.
-
Шаповалова О.Е., Пушкина Е.О. Изучение памяти умственно отсталых младших школьников//Казанская наука. 2014. № 6.. – С.222-224.
-
Шаповалова О.Е., Вологина А.О. Особенности логической памяти учащихся с ограниченными возможностями здоровья//Казанская наука. 2014. № 9.
Шкляр Наталья Валерьевна
Статьи в научных журналах (ВАК, Scopus, зарубежные публикации)
-
Шкляр Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников // Начальная школа, 2007.-№8.- С.71-73.
-
Шкляр Н.В. Совершенствование практической подготовки будущих педагогов// Высшее образование в России.2012. №3. С.86-92.
-
Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов //Специальное образование. УрГПУ, Институт специального образования. №12, 2013 г.
-
Шкляр Н.В., Карынбаева О.В., Емельянова И.А., Борисова Е.А., Дунаева Е.С.Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в условиях компетентностного подхода Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach (article) //Life Science Journal 2014;11(12s)., P. 501-505URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf (журнал базы «Scopus»)
-
N. Shklyar & E. Dunaeva Spiritually - moral education of students in higher education institution. MORAL POTENTIAL OF THE SOCIETY: REPRODUCTION PRESERVATION AND INTENSIFICATION ISSUES. B&M Publishing San Francisco, California, USA. 2013. С.107-111.
-
Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Шкляр П.С., Попова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития школьников с двигательными нарушениями//Казанская наука. 2014. № 9.
-
Шкляр Н.В., Андрушко Е.Н. Организация коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта//Казанская наука.- 2014. № 10.
Емельянова Ирина Алексеевна
Статьи в научных журналах (ВАК, Scopus)
-
Емельянова И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта //Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. - Екатеринбург: Уральское отделение РАО, 2009. - № 1. – С. 86 – 94.
-
Емельянова И.А. Профессиональная самоиндентификация студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании//Специальное образование. 2013. - № 4. С. 87-91.
-
Емельянова И.А., Карынбаева О.В., Шкляр Н.В., Борисова Е.А., Дунаева Е.С.Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в условиях компетентностного подхода Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach (article) //Life Science Journal 2014;11(12s)., P. 501-505URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf (журнал базы «Scopus»)
-
Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Шкляр П.С., Попова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития школьников с двигательными нарушениями//Казанская наука. 2014. № 9.
Карынбаева ольга владимировна
Статьи в научных журналах (ВАК, Scopus)
-
Карынбаева О.В. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья// Специальное образование. - 2014. - №2 (34). - С.100-106.
-
Карынбаева О.В., Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Борисова Е.А., Дунаева Е.С.Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в условиях компетентностного подхода Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach (article) //Life Science Journal 2014;11(12s)., P. 501-505URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf (журнал базы «Scopus»)
-
Карынбаева О.В. Подготовка педагогов к созданию интегрированной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2014.-№172.
ДУНАЕВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
Статьи в научных журналах (ВАК, Scopus, международных публикациях)
-
Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов //Специальное образование. УрГПУ, Институт специального образования. №12, 2013 г.
-
Дунаева Е.С., Карынбаева О.В., Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Борисова Е.А. Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в условиях компетентностного подхода Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach (article) //Life Science Journal 2014;11(12s)., P. 501-505URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf (журнал базы «Scopus»)
-
N. Shklyar & E. Dunaeva Spiritually - moral education of students in higher education institution. MORAL POTENTIAL OF THE SOCIETY: REPRODUCTION PRESERVATION AND INTENSIFICATION ISSUES. B&M Publishing San Francisco, California, USA. 2013. С.107-111.
БОРИСОВА ЕЛЕНА АЛЬБЕРТОВНА
-
Борисова Е.А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием // Специальное образование: научно-методический журнал / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2009. - № 3. - С. 64 - 70
-
Борисова Е.А. Изучение и технология коррекции заикания у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. - 2009. - № 11. - С. 109 – 117.
-
Борисова Е.А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российский академии образования - 2011. - № 4 (83). - С. 108-118.
-
Борисова Е.А. Подготовка будущих учителей-логопедов к самостоятельной профессиональной деятельности//Специальное образование. 2013. - № 4. С. 80-86.
-
Борисова Е.А., Карынбаева О.В., Шкляр Н.В., Емельянова И.А., Дунаева Е.С.Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в условиях компетентностного подхода Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach (article) //Life Science Journal 2014;11(12s)., P. 501-505URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf (журнал базы «Scopus»)
РОДИОНОВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА
Статьи в научных журналах (ВАК)
-
Родионова Г.С. Развитие творческого воображения дошкольников с недоразвитием речи в ходе работы со сказкой // Психология обучения, 2011. № 8.- С. 30-38.
-
Родионова Г.С. Визуализация сказочных образов как средство развития творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи печатная // Педагогическое образование и наука.2012. №3. – С. 108-111.
-
Родионова Г.С. Формирование у будущих педагогов компетенций, необходимых для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья// Специальное образование, 2013. №4(32). – С. 56-65.
-
Родионова Г.С. Возможности сказки при изучении творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 4. – С. 122-125
-
Родионова Г.С. Развитие воссоздающего воображения у дошкольников с нарушениями речи // Казанская наука. 2014. № 10.