Шкляр Наталья Валерьевна

Должность: Декан факультета педагогики и психологии – центра педагогического образования

Год рождения: 1975 г.

Контакты: kaf_kppl@prgusa.ru, kor.ped@mail.ru

Общий стаж работы: 21

Стаж работы по специальности: 21


Кандидат психологических наук, 19.00.10 - коррекционная психология, 2008 г., Нижегородский государственный педагогический университет, г.Нижний Новгород

Доцент по кафедре специальной психологии, 2013 г.

Членство в Ученом совете ПГУ имени Шолом-Алейхема

Членство в заседании комиссии по проведению аттестации государственных гражданских служащих ЕАО

  • Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров
  • Психолого-педагогическое сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Инклюзивное образование студентов в вузе
  • почетные грамоты директора ИКАРП ДВО РАН и проректора по науке за личный вклад в воспитание нового поколения российских ученых, за высокое качество руководства научно-исследовательской деятельностью студентов;

  • почетные грамоты ректора университета за добросовестный труд, творческий вклад в развитие университета, за высокий уровень подготовки студентов в научных конкурсах;

  • Благодарность декана ФСПиП Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск) за участие в Первом Дальневосточном форуме «Студенческая наука: традиции, современные проблемы, перспективы»;

  • Благодарственное письмо ректора Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбург за подготовку команды для участия в VIII Всероссийской студенческой олимпиаде по специальности «Педагогика и психология»;

  • Благодарность главы муниципального образования «Город Биробиджан» - мэра города, 2009;

  • Почетная грамота Министерства образования РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, 2012

  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов
  • (2014 г.);
  • Благодарственное письмо Губернатора ЕАО за вклад в развитие высшей школы и многолетний добросовестный труд (2017 г.).

Педагогика и методики начального образования с дополнительной специальностью Олигофренопедагогика (1997 год, Биробиджанский государственный педагогический институт), квалификация Учитель начальных классов, олигофренопедагог.

  • профессиональная переподготовка, ФПКиППРО ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия» г.Биробиджан, 2004-2006г.г. «Программа подготовки преподавателя высшей школы»
  • курсы повышения квалификации, ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» г.Москва  2005 г., «Специальная психология и коррекционная педагогика на современном этапе развития системы специального образования»
  • курсы повышения квалификации, ФПК ГОУВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», г.Биробиджан, 2007 г. «Современные подходы к оптимизации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: система менеджмента качества в вузе»
  • курсы повышения квалификации, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2008 г., г.Нижний Новгород, «Современные педагогические технологии»
  • курсы повышения квалификации, ФПК ГОУВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», 2011 г., г.Биробиджан «Психолого-педагогическое сопровождение развития и социализации младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
  • курсы повышения квалификации, ФПК ГОУВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», 2011 г., г.Биробиджан, «Психолого-педагогическое сопровождение речевого развития детей с нарушениями речи»
  • курсы повышения квалификации, ФПК ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2011 г., Биробиджан «Проектирование в вузе основных образовательных программ в рамках компетентностно ориентированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»
  • курсы повышения квалификации, АНОО ДПО «Дальневосточный институт экономики и развития строительной отрасли и ЖКХ, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов», 2012г., г.Хабаровск, «Менеджмент качества», специализация «Процессный подход»
  • курсы повышения квалификации, ФПК ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2012 г., г.Биробиджан «Организация безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса высшей школы»
  • курсы повышение квалификации, ФПК ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2015 г., г.Биробиджан, «Психологическая помощь семье как объект деятельности педагога-психолога»
  • курсы повышения квалификации, ФПК ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2015 г., г.Биробиджан, «Противодействие коррупции»
  • курсы повышения квалификации, ФПК ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2015 г., г.Биробиджан, «Организация безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса высшей школы»
  • курсы повышения квалификации, ФПК ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2016 г., г.Биробиджан «Информационно-образовательные среды в учебном процессе»
  • курсы повышения квалификации, отдел дополнительного образования ФГБОУ ВО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2017 г., г.Биробиджан, «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»
  • курсы повышения квалификации, факультет дополнительного образования педагогического института и РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ФГБОУ ВО «ТОГУ», 2017 г., г.Хабаровск, «Подготовка научно-педагогических кадров в организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ»
  • программа профессиональной переподготовки, ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», 2018 г., г.Биробиджан, «Управление персоналом»
  • Дисциплина «Психология» 44.03.05 Педагогическое образование, направленности: Русский язык и литература, и Мировая художественная культура (1 курс), Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности (1-2 курсы), Начальное образование и Иностранный язык (1 курс). 44.03.01 Педагогическое образование, направленности: Физическая культура, География (заочная форма обучения 1-2 курсы) . 38.05.02 Таможенное дело. 42.03.02 Журналистика (1 курс), 39.04.02 Социальная работа (очная и заочная формы обучения, 1 курс), 43.03.01 Сервис (1 курс), 54.03.01 Дизайн (1 курс).
  • Дисциплина «Медико-биологические основы дефектологии» 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (1 курс)
  • Дисциплина «Введение в клиническую психологию». 37.03.01 Психология (заочная форма обучения, 2 курс).
  • Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика в начальной школе» 44.03.05 Педагогическое образование (Начальное образование и Биология)
  • Дисциплина «Социальная психология» 37.04.01 Психология (очная и очно-заочная форма обучения, 2 курс.).  
  • Шкляр Н.В., Шкляр П.С. Современные подходы к изучению эмоционального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья// Международный научно-образовательный форум Хэйлунцзян — Приамурье: сборник  материалов  I  Международной  научной  конференции,  Россия,  Биробиджан, ФГБОУ  ВПО  «ПГУ  им. Шолом-Алейхема»,  30 октября  2013  г.  В  двух  частях.  Ч. 2. — Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013. - С.148-150.
  • Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. О роли воспитательной работы в оптимизации психологического здоровья студентов вуза // Международный научно-образовательный форум Хэйлунцзян - Приамурье: сборник  материалов  I  Международной  научной  конференции,  Россия,  Биробиджан,  30 октября  2013  г.  В  двух  частях.  Ч. 2. - Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013. - С.148-150.
  • Шкляр Н.В., Бронникова М.В. Особенности организации изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья// Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, истории искусств и дизайна в условиях модернизации системы образования: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Биробиджан, 20 февраля 2013г. – Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013.- С.60-64.
  • Шкляр Н.В. Сохранение и укрепление эмоционального здоровья младших школьников в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (параграф) - // «Психологическое здоровье личности как ценность образовательного пространства»: коллективная монография // Под общей ред. Т.А. Македон, Т.В.Масловой. - Москва: Изд-тво «Спутник+», 2013. – С. 302-317.
  • Шкляр Н.В. Формирование профессиональной компетентности студентов-дефектологов в процессе воспитательной работы / Н.В.Шкляр, Е.С. Дунаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013.  № 1(12). - С.289-292. (импакт-фактор  0,325)
  • Шкляр Н.В. Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов //Специальное образование. УрГПУ, Институт специального образования. -2013. №12.- С.72-80. (импакт-фактор 0,253)
  • Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. Духовно-нравственное воспитание студентов в системе высшего образования. MORAL POTENTIAL OF THE SOCIETY: REPRODUCTION PRESERVATION AND INTENSIFICATION ISSUES. B&M Publishing San Francisco, California, USA. 2013. - С.107-111.
  • Шкляр Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития школьников с двигательными нарушениями / Емельянова И.А., Шкляр П.С., Попова Е.В. //Казанская наука. 2014. № 9.С. 205-208. (импакт-фактор 0,105)
  • Шкляр Н.В. Организация коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Андрушко Е.Н.//Казанская наука. 2014. № 10. С. 315-318. (импакт-фактор 0,105)
  • Шкляр Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья (методические рекомендации для самостоятельной работы студентов). - Биробиджан: Изд-во «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014.- 73c.
  • Shklyar N.V., Emelyanova I.A., Borisova E.A., Karynbaeva O.V., Dunaeva E.S. Training and retraining of psycho-pedagogical personnel in a competence-based approach // Life Science Journal. 2014;11(12s)., P. 501-505. URL:http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/108_26543life1112s14_501_505.pdf  Data of access: 30.10.2014
  • Шкляр Н.В. Рекомендации для педагогов по подготовке умственно отсталых старшеклассников к самостоятельной профессиональной деятельности// : сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции, Биробиджан, 20 октября 2014 г. / под науч. ред. И. А. Емельяновой. - Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. - С. 144-149.
  • Шкляр Н.В. Подготовка психолого-педагогических кадров в условиях высшего профессионального образования при реализации компетентностного подхода// Развитие человеческого потенциала системы высшего образования: проблемы и пути решения: сборник материалов VI Международной  научно-практической конференции, Биробиджан, 21-22 ноября 2014 г. / под науч. ред. Б.Е. Фишмана. - Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014 - С.88-90.
  • Шкляр Н.В. Психологическая культура педагога-дефектолога (методические рекомендации для самостоятельной работы студентов). - Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015 – 38с.
  • Шкляр Н.В. Психологические особенности эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта (научная монография). - Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015 – 113с.
  • Шкляр Н.В. Подготовка и переподготовка психолого-педагогических кадров в региональном вузе. // Высшее образование в России. 2015. №3. С.94-100.(импакт-фактор1,109).
  • Шкляр Н.В., Шаповалова О.Е., Емельянова И.А. Психолого-педагогическое изучение эмоционального развития умственно отсталых школьников// Cambridge Journal of Education and Science. No.2. (14), July December, 2015. VOLUME VІ, С. 261-268.
  • Шкляр Н.В., Гутман В.В., Емельянова И.А. Особенности развития профессиональной компетентности у студентов в вузе// Proceedings of the IX International Academic Congress «Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia» (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015).Volume III. «UFRJ Press», 2015.-624 p. (C.574-580).
  • Emelyanova I.A. , Shapovalova O.E., Shklyar N.V., Borisova E.A., Rodionova G.S., Karynbaeva O.V., Koryakina N.V., Dunaeva E.S. Support of Disabled Childrens’ Psychological and Pedagogical  Development [Electronic resource] / // Biol Med (Aligarh) 7 (4): BM-132-15, 5 pages. - Mode of access: http://www.biolmedonline.com/Articles/Vol7_4_2015/BM-132-15_Support-of-disabled-childrens-psychological-and-pedagogical-development.pdf. - Data of access: 06.12.2015.
  • Шкляр Н.В., Шкляр П.С. Программа сопровождения эмоционального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич) при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XLIII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 13 апреля 2015г. / Под общ. ред. С.С. Чернова.- Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. С.39-44.
  • Шкляр Н.В., Ходос Ю.В. Особенности познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XLVII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 22 апреля 2015г. / Под общ. ред. С.С. Чернова.- Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. С.45-50.
  • Шкляр Н.В., Гаган С.Г. Рекомендации для педагогов по изучению готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XLVII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 22 апреля 2015г. / Под общ. ред. С.С. Чернова.- Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015.С50-55.
  • Шкляр Н.В., Андрушко Е.Н. Программа коррекционной работы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта// Paradigmata poznání. - №4. - 2015. -  С.161-166.
  • Шкляр Н.В., Ходос Ю.В. Развитие познавательного интереса у школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе индивидуального обучения (на примере учебного предмета «География») // Социосфера. - №4. - 2015. - C.91-95
  • Шкляр Н.В. Особенности эмоционального развития младших школьников// Гносеологические основы образования: международный сборник научных трудов / Отв. ред. А.Ж. Овчинникова, Л.З. Цветанова-Чурукова. – Елец:  Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,2015. - С.293-297
  • Шкляр Н.В., Карынбаева О.В. Модульное обучение педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Ученые записки Комсомольского - на – Амуре государственного университета. 2016. № 1-2 (25). С. 24-28. (импакт-фактор- 0,138)
  • Шкляр Н.В., Карынбаева О.В. Профессия педагога-дефектолога и ее социальная значимость // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2016. Том 11.  № 3. С.201-206. (импакт-фактор 0,115)
  • Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. Формирование профессиональной компетентности у студентов-дефектологов в вузе//Педагогические основы становления субъектности в образовательном пространстве: проблема, поиск, решение. Сборник научных трудов участников IV Международной  научно-практической конференции, Биробиджан, 20 октября 2015г.  / Под ред. Р.К. Сережниковой. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема , 2016. - С.153-158. 
  • Шкляр Н.В., Баженова Н.Г. Реализация задач педагогического образования в рамках муниципального практико-ориентированного сетевого взаимодействия// Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра: информационно-аналитический сборник. – Владивосток: Дальневос. федеральн. ун-т, 2016. – С.104-109.
  • Шкляр Н.В., Гутман В.В. Методы инструментализации в процессе субъективизации содержания образования в высших учебных заведениях// Cambridge Journal of Education and Science, № 1(15), (January - June). Volume II.“Cambridge University Press”, 2016. - 792 p. (С.401-408).
  • Шкляр Н.В., Карынбаева О.В., Дунаева Е.С., Ходос Ю.В., Попова Е.В. Профессиональная готовность педагогов к формированию универсальных учебных действий у школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования // Cambridge Journal of Education and Science. - 2016. - № 1 (15). - Р. 638-643.
  • Шкляр Н.В., Андрушко Е.Н. Рекомендации для учителей-дефектологов и воспитателей по организации коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Карельский научный журнал. Том 5. - №1 (14). - 2016. - С.7-11.
  • Шкляр Н.В., Гутман В.В. Самостоятельная образовательная деятельность как условие становления профессионально-педагогической компетентности студентов // Карельский научный журнал. Том 5. - №1 (14). - 2016. - С.17-22.
  • Шкляр Н.В., Ходос Ю.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья// Карельский научный журнал. Том 5. - №1 (14). - 2016. - С.38-41.
  • Шкляр Н.В., Карынбаева О.В. Подготовка и переподготовка педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья// Человек и его ценности в современном мире. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Чита, 14-15 сентября 2016 г./ Ответственный за выпуск К.Г. Эрдынеева. – Чита:  Забайкальский государственный университет, 2016. - С. 113-118
  • Шкляр Н.В., Ходос Ю.В. Рекомендации для педагогов по изучению особенностей развития познавательных универсальных учебных действий школьников 5-6  с ограниченными возможностями здоровья (на примере учебного предмета «География») // Гносеологические аспекты образования международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову. Ответственные редакторы А.Ж. Овчинникова, Л.З. Цветанова-Чурукова. Елец, 2016. С. 258-262.
  • Шкляр Н.В., Карынбаева О.В. Повышение компетентности педагогов-дефектологов в условиях дополнительного профессионального образования // Ученые записки Комсомольского - на – Амуре государственного технического университета. 2016. Т.2. №4 (28). С. 27-31. (импакт-фактор 0,137).
  • Karynbaeva Olga V., Shapovalova Olga E., Shklyar Natalia V., Borisova Elena A. and Emelyanova Irina A. Formation of professional readiness of teachers for the education of children with disabilities. Формирование профессиональной готовности педагогов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Man In India. 97 (3): 199-209 http://serialsjournals.com/serialjournalmanager/pdf/1491476695.pdf  Data of access: 25.05.2017.
  • Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. Коррекционно-психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения// Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции /, Новосибирск, 28 апреля 2017г. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017.  - C.129-135
  • Шкляр Н.В., Карынбаева О.В. Тьюторское сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья во внеучебной (воспитательной) работе// Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала: сборник трудов Всероссийской научно-парктической конференции. Хабаровск, 2018 / Под общ. ред. Ю.А. Тюриной, 2017.  - C.172-177.
  • Шкляр Н.В., Шкляр П.С. Обобщение опыта работы по сопровождению эмоционального развития обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» // Постулат.2018. №4-1 (30). С.86
  • Шкляр Н.В., Дунаева Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования// Постулат.2018. №10-2 (24). С.34
  • Шкляр Н.В., Дунаева Е.С., Высотина А.Н. Система работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра// Materials of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration” - Reports in English (August 7-8, 2018. Beijing, PRC) («Научные исследования стран ШОС: синергия и интеграция») Китай, г.Пекин, 2018.-С.194-200.