Шаповалова Ольга Евгеньевна

Должность: Заведующая кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии

Контакты: kaf_kppl@prgusa.ru

Общий стаж работы: 30

Стаж работы по специальности: 27


Доктор психологических наук по специальности 19.00.10 – Коррекционная психология, 2006, Новгородский педагогический университет

Профессор по кафедре коррекционной педагогики, 2009

Развитие эмоциональной сферы и личности умственно отсталых учащихся

Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования в Российской Федерации», 2008

Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт, 1984, специальность «Дошкольная педагогика и психология», квалификация «Методист по дошкольному воспитанию, преподаватель по дошкольной педагогике и психологии»

Повышение квалификации

  • ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва, 2009, по направлению «Современные технологии в образовании» (программа «Модернизация вузовского и послевузовского образования специалистов-дефектологов».

  • ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», г. Биробиджан, 2011, по программе «Проектирование в вузе основных образовательных программ в рамках компетентностного ориентированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования».

  • ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», г. Биробиджан, 2011, по программе «Психолого-педагогическое сопровождение развития и социализации младших школьников в учебно-воспитательном процессе».

  • ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», г. Биробиджан, 2013, по программе «Английский язык для специальных целей»

  • Психология детей с нарушением интеллекта (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 2курс, очная форма обучения), 

  • Психология лиц с нарушениями интеллекта (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 2 курс заочная форма обучения);

  • Специальный психологический практикум (Специальное (дефектологическое) образование, магистратура, 2 курс, очная, заочная форма обучения);

  • Инструментарий и методика психолого-педагогического изучения детей  (Специальное (дефектологическое) образование, магистратура, 1 курс, очная, заочная форма обучения);

  • Психолого-педагогическая диагностика интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности (Специальное (дефектологическое) образование, магистратура, 1 курс, очная, заочная форма обучения);

  • Специальная психология (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, (1 курс, очная, заочная форма обучения), 

  • Специальный психологический практикум (Специальное (дефектологическое) образование, магистратура, 2 курс, очная, заочная форма обучения);

Диссертационные исследования

  • Шаповалова О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. 19.00.10. Нижегородский государственный педагогический университет. – Нижний Новгород, 2006. – 320 с.

  • Шаповалова О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. 19.00.10. Нижегородский государственный педагогический университет. – Нижний Новгород, 2006. – 47 с.

 

Монографии

  • Шаповалова О.Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников. - Москва: Изд-во МПГУ, 2005. – 183 с. (Рекомендовано Международной академией наук пед.образования)

  • Шаповалова О.Е. Изучение и коррекция эмоционального развития  учащихся с нарушением интеллекта. - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. – 192 с.

  • Митина Г.В., Шаповалова О.Е., Шкляр Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья. - Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2011.  132 с.

 

Статьи в научных журналах

  • Шаповалова О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С.22-28.

  • Шаповалова О.Е. Метод научного наблюдения  в профессиональной деятельности педагога-дефектолога // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.- 2010. - № 1(9). - С.86-89.

  • Шаповалова О.Е. Эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей // Педагогическое образование и наука . – 2010. № 3. – С. 98 – 101.

  • Шаповалова О.Е. Личностные аспекты профессиональной подготовки педагогов // Вестник Дальневосточной государственной социально – гуманитарной академии (специальный выпуск). – 2010. - № 1/2 (5). – С. 74 - 81.

  • Шаповалова О.Е. Исследование психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях // Педагогическое образование и наука . – 2011. № 4. – С. 94 – 97.

  • Шаповалова О.Е. Профессиональный рост учителя в аспекте психолого-педагогического сопровождения  младших школьников // Вестник Дальневосточной государственной социально – гуманитарной академии (тематический выпуск). – 2011. - № 1/2 (8). – С. 84 - 91.

  • Шаповалова О.Е. Представления педагогов о психолого-педагогическом сопровождении развития школьников // Психология обучения.  2011. -  № 8. – С. 76 – 84.

  • Шаповалова О.Е. Технологические аспекты  проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2011. - № 4. – С. 112 -117. .

  • Шаповалова О.Е. Психологическое изучение умственно отсталых школьников с помощью беседы // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. - № 5. – С. 28 – 33.

  • Шаповалова О.Е. Изучение профессионально значимых качеств личности будущих педагогов // Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии .- Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2009.- № 1(2). - С.87-94.

  • Шаповалова О.Е. Результаты исследования, направленного на создание оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения детей // Вестник Дальневосточной государственной социально – гуманитарной академии (тематический выпуск). – 2011. - № 1/2 (8). – С. 92 – 101.

  • Шаповалова О.Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высшее образование в России . – 2012. - №3/12. – С. 97 - 103

  • Шаповалова О.Е. Интерес будущих педагогов к проблеме физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. - № 5 (87). – С. 169 – 172.

  • Шаповалова О.Е., Фишман Б.Е., Ванакова Г.В.. Физическое воспитание умственно отсталых школьников в научных исследованиях студентов // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чнрнышевского. – 2012. - № 5 (46). – С. 133 – 137.

  • Файнфельд И.А., Шаповалова О.Е., Сережникова Р.К., Фишман Б.Е. Воспитание и духовное развитие в философско-религиозных системах Востока (Буддизм, Даосизм, Конфуцианство) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чнрнышевского. – 2012. - № 5 (46). – С. 94. – 101.

  • Шаповалова О.Е., Пушкина Е.О. Изучение памяти умственно отсталых младших школьников// Казанская наука. – 2014. - № 6. – С. 222 – 224.

  • Шаповалова О.Е., Вологина А.О. Особенности логической памяти  младших школьников с ограниченными возможностями здоровья// Казанская наука. – 2014. - № 9.

  • Шаповалова О.Е., Жулич Т.К. Инновационный подход к организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения// Коррекционная педагогика. – 2014. -  № 1 (59). – С. 24 – 30.

 

Публикации в материалах научных мероприятий

  • Шаповалова О.Е. Интеграция науки и образования в психолого-педагогическом сопровождении развития учащихся с нарушением интеллекта // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения: материалы 11 Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2010. – Часть 2. - С. 338 – 342.

  • Шаповалова О.Е. Профессионально-личностные приоритеты будущих учителей дефектологов  // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения: материалы 14 Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2010. – С. 118 –122.

  • Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития школьников с нарушением интеллекта в условиях специального образовательного учреждения // Моделирование условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. – Биробиджан: ГОУ ВПО «ДВГСГА», 2010. – С. 152 –156. 

  • Шаповалова О.Е. Беседа как метод психологического изучения и сопровождения развития школьников с нарушением интеллекта  // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения: сборник материалов 18 Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – С. 135 – 139.

  • Шаповалова О.Е. Отношение к родному городу как показатель развития личности учащихся школы восьмого вида  // Создание оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Биробиджан: ГОУ ВПО «ДВГСГА», 2011. – часть 2. - С. 164 –168

  • Шаповалова О.Е. Методы психолого-педагогической диагностики в сопровождении развития умственно отсталых учащихся // Современные подходы к организации и содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных трудов по итогам Всероссийской конференции. – Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. Государственной академии образования, 2011. – С. 185 – 193.

  • Шаповалова О.Е. Адаптация молодых специалистов в сфере педагогического образования // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения: сборник материалов 25 Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – Часть 1. -С. 92 - 96.

  • Шаповалова О.Е. Психолого-педагогические инновации в научно-исследовательской работе магистрантов // Межденародный научно-образовательный форум Хэйлунцзян – Приамурье: сборник материалов 1 Международной научной конференции, Россия, Биробиджан, ФГБОУ ВПО 2ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2013. – С. 144 – 145.

  • Шаповалова О.Е О сопровождении развития детей с ограниченными возможностями здоровья //Развитие человеческого потенциала системы высшего образования: проблемы и пути решения: сборник докладов пятой международной научно-практической конференции. Биробиджан. – Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. – С. 85 -87.

  • Шаповалова О.Е Психологическое изучение школьников с нарушением интеллекта в процессе рисования// Культура психолого-педагогического сопровождения детей как норма профессиональной деятельности педагога: сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. Биробиджан. – Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014.

 

Учебные и учебно-методические работы

  • Шаповалова О.Е. Развитие и коррекция эмоциональной сферы учащихся в условиях школы восьмого вида: учебное пособие для студентов коррекционно-педагогических специальностей и направлений. – Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. – 141 с.

  • Шаповалова О.Е. Специальная психология: учебное пособие. – Биробиджан: Изд-во ФБГОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2012. – 72 с.

  • Шаповалова О.Е. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие. - Биробиджан. Изд-во ФБГОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013. – 102 с.

  • Шаповалова О.Е Практическое решение профессиональных задач: учебно-методическое пособие - Биробиджан. Изд-во ФБГОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. – 68 с.