Борисова Елена Альбертовна

Должность: Доцент, зам. декана по учебной работе

Год рождения: 1966 г.

Контакты: kaf_kppl@prgusa.ru

Общий стаж работы: 24

Стаж работы по специальности: 24


Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.03 - Коррекционная педагогика (логопедия), 2010, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Доцент по кафедре коррекционной педагогики, психологии и логопедии, 2013

Педагогическая технология устранения заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Иркутский государственный педагогический институт,1990, специальность «Дефектология (олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия)», квалификация «Учитель и логопед специальной (вспомогательной) школы. Олигофренопедагог дошкольных учреждений»

Повышение квалификации

  • ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им.А.М. Горького» , 2009, г. Екатеринбург, по программе «Инновационная деятельность преподавателя высшей школы».

  • ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», г. Биробиджан, 2009, по программе «Эффективная организация научной деятельности кафедры: управленческий аспект».

  • ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», г. Биробиджан, 2010, по программе «Планирование и технологии реализации дисциплин  в рамках основных образовательных программ, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС ВПО».

  • ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», г. Биробиджан, 2011, по программе «Психолого-педагогическое сопровождение речевого развития детей с нарушениями речи».

  • ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», г. Биробиджан, 2011, по программе «Психолого-педагогическое сопровождение развития и социализации младших школьников в учебно-воспитательном процессе».

  • ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», г. Биробиджан, 2013, по программе «»Учитель логопед в современном образовательном пространстве».

  • Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, 2013, по программе «Организация воспитательной работы со студентами в вузе: современные подходы».

 

Профессиональная переподготовка

  • ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», г. Биробиджан, 2013, по программе «Особенности эффективной организации образовательного процесса в отечественном профессиональном образовании».

  • Дошкольная логопедия (Специальная дошкольная педагогика и психология, специалитет, 5 курс, заочная форма обучения);

  • Логопедический практикум: Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 3 курс, заочная форма обучения); 

  • Логопедический практикум: Индивидуальные формы логопедической работы (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 2 курс, заочная форма обучения);

  • Логопедия (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 2,3 курс заочная форма обучения);

  • Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика (Специальная дошкольная педагогика и психология, специалитет, 5 курс заочная форма обучения); 

  • Специальная детская психология (Специальная дошкольная педагогика и психология, 5 курс заочная форма обучения);

  • Сравнительная специальная педагогика (Специальное (дефектологическое) образование, магистратура, 2 курс заочная форма обучения; Специальное (дефектологическое) образование, магистратура, 1 курс очная форма обучения); 

  • Сурдопсихология (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат 2 курс очная форма обучения);

  • Тифлопсихология (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 3 курс очная форма обучения);

  • Сурдопедагогика (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 3,4 курс очная, заочная форма обучения);

  • История и философия специальной педагогики и психологии (Специальное (дефектологическое) образование, магистратура, 1 курс очная, заочная форма обучения);

  • Логопедические технологии (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 3 курс заочная форма обучения);

  • Психолого-педагогическое сопровождение глубоко умственно отсталых детей. (Специальное (дефектологическое) образование, магистратура, 2 курс, очная, заочная форма обучения);

  • Психология лиц с комплексными нарушениями (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 3 курс очная форма обучения);

  • Психологическая работа с детьми с нарушениями интеллекта. (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 4 курс, очная форма обучения);

  • Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи (Специальное (дефектологическое) образование, бакалавриат, 2 курс заочная форма обучения).

Диссертационные исследования

  • Борисова Е.А. Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.03. – коррекционная педагогика (логопедия). Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2010

 

Монографии и главы в монографиях

  • Борисова Е.А. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с заиканием как одно из условий укрепления их психологического здоровья // Психологическое здоровье личности как ценность образовательного пространства: коллективная монография / Г.В. Ванакова, Т.В, Левкова, И.А. Файнфельд и др.; под общей редакцией Т.А. Македон, Т.М. Масловой. – Москва: Издательство «Спутник +», 2013. – С. 275 - 287.

 

Статьи в научных журналах

  • Борисова Е.А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием // Специальное образование: научно-методический журнал / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2009. - № 3. - С. 64 - 70

  • Борисова Е.А. Изучение и технология коррекции заикания у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и наука: Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. - 2009. - № 11. - С. 109 – 117.

  • Борисова Е.А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российский академии образования - 2011. - № 4 (83). - С. 108-118.

  • Борисова Е.А. Приобщение будущих логопедов к сопровождению речевого развития дошкольников и младших школьников в период педагогической практики // Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. - № 1/2 (8), 2011. - С. 5-10.

  • Борисова Е.А. Подготовка будущих учителей –логопедов к самостоятельной профессиональной деятельности// Специальное образование. УрГПУ, Институт специального образования. – 2013. - №4 (32). – С. 80-86. (номер вышел в 2014г.)

 

Публикации в материалах научных мероприятий

  • Борисова Е.А. Сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях кабинета логопедической помощи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XIV всерос. науч.-практ. конф./под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. - С. 244 – 247.

  • Борисова Е.А. Изучение уровня владения свободной от заикания речью детьми дошкольного возраста с заиканием и общим недоразвитием речи // Моделирование условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья: сб. материалов региональной науч.-практ. Конференции, Биробиджан, 12-14 октября 2010. /Под науч. ред. И.А. Емельяновой. - Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. - С. 165 – 169.

  • Борисова Е.А. Использование наглядных и технических средств обучения в сопровождении речевого развития детей в условиях кабинета логопедической помощи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции /под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 361-365.

  • Борисова Е.А. Формирование плавного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с заиканием // Современные проблемы дошкольного, начального школьного и специального образования: сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Хабаровск, 2011 / Под науч. ред. Т.Г. Луковенко. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2011. - С. 17-26.

  • Борисова Е.А. Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с заиканием // Создание оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях: сборник материалов международной научно-практической конференции – Биробиджан, 12-14 апреля 2011 / Под научн. ред. И.А. Емельяновой. – Биробиджан: Изд-во ГОУ ВПО «ДВГСГА», 2011. - С. 180-185.

  • Борисова Е.А. Обеспечение качественной подготовки будущих логопедов к профессиональной деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы: сборник материалов XXV международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 2 / Под общ. Ред. С.С.Чернова – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2012. – С. 149-153.

  • Борисова Е.А. Профессиональная подготовка будущих учителей-логопедов в условиях вузовского образования // Современные проблемы регионального развития: материалы VI междунар. науч. конф. Биробиджан, 09-12 октября 2012 г. / Под ред. Е.Я. Фрисмана. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН – ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2012. – С. 216-217

  • Борисова Е.А. Использование активных форм обучения в образовательном процессе (на примере подготовки будущих специалистов системы специального образования) // Обучение и воспитание: методики и практика 2012/2013 учебного года: сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Под общ. Ред. С.С.Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. – С. 210-213.

  • Борисова Е.А., Павленко С.И. Обоснование организации дифференцированного подхода в логопедической работе по развитию лексической стороны речи детей с ОВЗ в условиях ОГАОУ «Центр образования «Ступени» // Международный научно-образовательный форум Хэйлунцзян – Приамурье: сборник материалов I Международной научной конференции, Россия, Биробиджан, ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 30 октября 2013 г. В двух частях. Ч. 2. - Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013. – С. 13-15.

 

Учебные и учебно-методические материалы

  • Борисова Е.А. Методические рекомендации к проведению индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2005. - 32 с.

  • Борисова Е.А. Методические рекомендации к использованию предметных картинок в логопедической работе - Биробиджан: Изд-во  ДВГСГА, 2007. - 20 с.

  • Борисова Е.А. Дислалия (лабораторный практикум) - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2007. - 52 с.

  • Борисова Е.А. Тестовая методика диагностики устной речи старшего дошкольника (методические рекомендации) - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. - 82 с.

  • Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками (методическое пособие) - М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.

  • Борисова Е.А. Обучение навыкам звукового анализа старших дошкольников и младших школьников (методические рекомендации) - Биробиджан: Изд-во  ДВГСГА,  2008. - 29 с.

  • Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (учебно-методическое пособие) - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2009. - 138 с.

  • Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с детьми, имеющими заикание и общее недоразвитие речи (учебно-методическое пособие) - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. - 135 с.

  • Борисова Е.А. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада (учебно-методическое пособие) - Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2011. – 116 с.

  • Психология детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие  /сост.: Е.А. Борисова. – Биробиджан: ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2012.- 107 с.

  • Борисова Е.А. Диагностика и развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие. - Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013.- 65 с.