В области гуманитарных наук

В области гуманитарных наук

    1394

Кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии, название межкафедральной научной школы «Психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

В соответствии с распоряжением  от 31.08.2011 № 18 по научно-исследовательской деятельности, на основании приказа от 11.04.2011г. № 80/од «О научных школах»  и Положения о научных школах ДВГСГА от 27.06.2011 название научной школы скорректировано и утверждено на заседании кафедры КППиЛ (протокол № 1 от 15.09.2011.). Основатель школы Шаповалова Ольга Евгеньевна, зав.кафедрой, доктор психологических наук, профессор, год основания школы 2011г.

Руководитель школы Шаповалова Ольга Евгеньевна, зав.кафедрой, доктор психологических наук, профессор. Ведущие ученые научной школы:

  1. Шкляр Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент;
  2. Емельянова Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент;
  3. Борисова Елена Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент;
  4. Родионова Галина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент.

Направления исследований:

- Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников;

- Профессионально-значимые качества личности педагога-дефектолога;

- Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

- Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта;

- Воспитательная работа в вузе как средство формирования профессиональной компетентности студентов дефектологов;

- Развитие творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

- Подготовка педагогов в дополнительном профессиональном образовании к формированию инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях.

Студенты и магистранты направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование принимают активное участие в научной деятельности по направлениям исследований научной школы «Психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение образования детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья». Результаты работы отражены в многочисленных публикациях статей  в научных журналах перечня РИНЦ, ВАК. Студенты принимают участие в научных конференциях международного, всероссийского и регионального уровней, в том числе ежегодной молодежной научно-практической конференции «Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании и культуре»  и межвузовской методологической конференции магистрантов «Наука XXI века», которые проводятся на базе ПГУ им. Шолом-Алейхема». Также студенты выступают с докладами на региональных научно-практических семинарах. Ежегодно студенческие работы, подаются на открытый конкурс, проводимый по приказу Минобрнауки России (на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам).

Итоги работы кафедры КППиЛ в составе межкафедральной научной школы ежегодно публикуются в высокорейтинговых журналах, отражаются в монографиях и учебных пособиях, являются основой для разработки инновационных образовательных технологий.

 

Научная школа «Общество в контексте социокультурных трансформаций».

Руководитель школы: Воротилкина Ирина Михайловна, заведующая кафедрой, доктор педагогических наук.

Ведущие ученые научной школы:

Невеличко Любовь Григорьевна, кандидат социологических наук, доцент;

Николаева Наталья Семеновна, кандидат педагогических наук, доцент;

Пятак Владимир Иванович, кандидат философских наук, доцент.

 

Направления исследований:

  • Физическая культура и спорт как социокультурный феномен в современном обществе (Воротилкина И.М.);
  • Общепедагогические основы овладения учителем технологиями развивающего обучения в процессе профессионального педагогического образования, социология образования (Николаева Н.С.);
  • Особенности местных сообществ в социальной структуре Российского общества (Невеличко Л.Г.);
  • Особенности самоорганизации «студентов-гуманитариев» (на примере высших учебных заведений) (Шмурыгина Н.В.);
  • Реклама в современном обществе (Чугунова Н.Ю.);
  • Духовные основы современного общества (Локтев К.И.);
  • Социальный проект как современная технология (Королева И.В.).

Студенты, магистранты, аспиранты принимают активное участие в научной деятельности по направлениям исследований научной школы. Работают над курсовыми проектами, научными исследованиями, выступают с докладами  на научных конференциях различного уровня.

Итогами работы школы стали сборники  научных трудов по результатам конференций: «Общество в контексте социокультурных трансформаций», «Физическая культура и спорт как социокультурный феномен в современном обществе».

За время работы научной школы были опубликованы монографии: «Реклама и современное общество», «Местные сообщества как основа развития территории».

Состоялась защита кандидатской диссертаций «Особенности местных сообществ в социальной структуре Российского общества» (Невеличко Л.Г.); «Особенности самоорганизации «студентов-гуманитариев» (на примере высших учебных заведений)» (Шмурыгина Н.В., 2016 г.).

Результаты работы научной школы ежегодно публикуются в высокорейтинговых журналах (WoS, Scopus), отражаются в монографиях и учебных пособиях, являются основой для разработки инновационных образовательных технологий.

Публикации в зарубежных научных изданиях и журналах из перечня ВАК:

Validating the differential approach to physical education of young students depending on the psychophysical state. Galitsyn Sergey Victorovich, Mogilev Valeriy Evgenyevich, Бянкина Лариса Владимировна, Воротилкина Ирина Михайловна, Чилигин Дмитрий Владимирович. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, 2016, № 2, Т. 7, стр. 368 – 375.

Validating the differential approach to physical education of young students depending on the psychophysical state. Galitsyn Sergey Victorovich, Mogilev Valeriy Evgenyevich, Бянкина Лариса Владимировна, Воротилкина Ирина Михайловна, Чилигин Дмитрий Владимирович. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, 2016, № 2, Т. 7, стр. 1485 – 1492.

Self-organization of the student body: Social order and realities. Shmurygina Natalia Vitalievna, Баженова Наталья Геннадьевна, Баженов Руслан Иванович, Коноваленко Ольга Леонидовна, Луценко Екатерина Леонидовна. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, № 5S1, Т. 6, стр. 502 – 508.

Награждены знаком отличия Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации:

2010 год - Николаева Наталья Семеновна, кандидат педагогических наук, доцент;

2011 год - Воротилкина Ирина Михайловна, доктор педагогических наук;

2016 год - Королева Ирина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент.

 

Научная школа «Правовые, социально-экономические и управленческие процессы в современных условиях».

Научная школа создана в 2013 г., действует в рамках двух кафедр: кафедры права и кафедры экономики, управления и финансового права.

Направление исследования школы:  «Институты конституционного права и гражданское общество», «Становление и развитие конституционализма», «Проблемы формирования гражданского общества»; социально-экономические процессы в современных условиях;  управленческие процессы в современных условиях.

Руководители направлений школы: Коноваленко Ольга Леонидовна, к.ю.н., доцент; Луценко Екатерина Леонидовна, к.соц.н., доцент.

Состав школы:

Представители кафедры права: Никитенко Илья Викторович, д.ю.н., профессор; Пархоменко Александр Григорьевич, д.ю.н, профессор.

Представители кафедры экономики, управления и финансового права: Кулагина О.В., Аверина О.В., Говако А.В., Голик А.С., Николаева П.С.

Преподаватели школы совместно со студентами ежегодно готовят публикации по тематике научной школы в различные научные журналы. Студенты выступают с докладами на всероссийской молодежной научно-практической конференции «Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике (2014, 2015, 2016). Преподавателем Бобровой Г.С. защищена кандидатская диссертация на тему ««Становление российского конституционализма». Предварительная защита назначена на 6 октября 2016 г. в институте государства и права Российской академии наук (г. Москва).

 

Научная школа «Проблемы межэтнического и межкультурного взаимодействия  в новое и новейшее время».

Научная школа создана в 2012 году. Основатель и руководитель школы – профессор, д.и.н. Березницкий С.В.

В состав школы входят:

Примак Петр Викторович,  к.и.н., доцент;

 Каштанюк Валерия Александровна, к.и.н., доцент;

Титова Екатерина Валерьевна,  ассистент;

Хайницкая Элеонора Андреевна, ассистент.

Направление исследования школы:

46.06.01 Исторические науки и  археология (Этнография, этнология и археология)

Привлечение студентов в ходе проведения учебной этнологической практики на территории ЕАО, написание курсовых и выпускных квалификационных работ по этнографическим темам.

Итоги работы: публикация научных статей, монографий и учебных пособий для студентов и школьников по научному направлению школы, организация летней полевой этнологической практики, защита диссертаций.

 

Научная школа «Филологические аспекты языка, литературы и межкультурной коммуникации».

Создание научной школы и ее создатель. Трофимова Елена Борисовна, д. филол. н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина»; год основания 2009.

Руководитель школы: Трофимова Елена Борисовна. Ведущие ученые научной школы: Богаченко Н.Г., Павлова О.В., Сальникова Ю.А., Толстогузова Е.В.

4. Направления исследований:

а) «Актуальные вопросы межкультурного взаимодействия стран АТР: социолингвистический, лингвокультурологический и психолого-педагогический аспекты»

б) «Проблемы антропоцентрической типологии языков»

Привлечение студентов:

- ежегодные конференции, проводимы кафедрой: международная студенческая научно-практическая конференция «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (очная); Международную научно-практическую конференцию «Картина мира в системно-структурном и антропоцентрическом аспектах: поиски общих закономерностей».

- Межвузовский конкурс научно-исследовательских работ студентов
по лингвистике и межкультурной коммуникации (заочный)

Итоги работы.

Публикации в Scopus/Web of Science:

  1. O.V. Pavlova, R.I. Bazhenov, N.G. Bogachenko, Y.A. Salnikova, N.V. Guryan Comprehension of Chinese Idiomatic Expressions in Word-for-word Translation into the Russian Language // Information. Japan. Vol.19, No.6(A), June, 2016  pp.1845-1852.
  2. Anatoly Shkurkin, Ekaterina Lutsenko, Natalia Bazhenova, Ruslan Bazhenov & Natalia Bogachenko. Social Filters in Assessing Higher Education Services Market // International Journal of Environmental and Science Education. Vol.11, Issue 17, November, 2016  pp.10111-10112.
  3. The features of development of professional competence of university students // Proceedings of the IX International Academic Congress “Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia” (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. “UFRJ Press”, 2015. –  p.574-580 (Proceedings of the Congress are located in the Databases Scopus. Source Normalized Impact per Paper (SNIP): 3.675 SCImago Journal Rank (SJR): 3.926)

Публикации в журналах из перечня ВАК:

  1. Павлова О.В. Экспериментальное исследование восприятия русских фразеологизмов в пословном переводе на китайский язык // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2014, 7 (148). – С. 69–73.
  2. Павлова О.В. Классификация межъязыковых фразеологических отношений в китайском и русском языках // Язык и культура: Томск, 2014, 3 (27). – С. 74–87.
  3. Сальникова Ю.А. Способы косвенного выражения оценки в информационно-аналитических текстах американского газетного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –  Тамбов: Грамота, 2013. – № 5. – С. 145-148.
  4. Отражение этнических стереотипов о европейских народах в английском языке / Н.Г. Богаченко, Т.А. Падусенко// Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов:  Грамота, 2014. – № 5 (35): в 2-х ч. Ч. I. – С. 39-42.
  5. Фонетическая адаптация японских заимствований в японском языке // В мире научных открытий. – Красноярск: Изд-во «Научно-инновационный центр», 2014. - № 11.5(59). – С. 1886-1898.

Монографии

  1. Лексико-фразеологическая составляющая кросскультурной коммуникации (научная монография) / сост.: Н.Г. Богаченко, О.В. Павлова, Ю.А. Сальникова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 190 с.
  2. Гутман В.В. Самостоятельная образовательная деятельность студента и пути её интенсификации. Новые развивающие технологии педагогической практики: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – С. 288-299.
  3. Гребенникова И.А. Аксиологический подход в использовании инновационных технологий при обучении иностранных студентов: социокультурный аспект // ФГБО ВПО ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2016 .- 80с.
  4. Операционализация оценки состояния слабо формализованного объекта: монография / Б.Е. Фишман, Б.С. Мердеева, О.А. Фокина; Приамур. Гос. Ун-т им. Шолом-Алейхема. – Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2016. – 228с.
  5. Сальникова Ю.А. Аксиологические аспекты медиадискурса: монография. – Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. – 150 с.
  6. Фразеологические единицы в пространстве русского и китайского языков: монография для студентов и преподавателей высших учебных заведений / сост.: О.В. Павлова, Е.Б. Трофимова. – Биробиджан: Изд-во «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2012. – 213 с.
  7. Сальникова Ю.А. Дискурс качественной прессы США: монография. – Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2011. – 150 с.

 

Учебные пособия

  1. Сальникова Ю.А. История и методология филологической науки и языкового образования: учебное пособие. – Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2011. – 120 с.
  2. Сальникова Ю.А. Материалы для практических и семинарских занятий по лексикологии английского языка: учебно-методическое пособие. –  Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2012. – 98 с.
  3. Павлова О.В. Теоретическая фонетика китайского языка (учебно-методическое пособие) – Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. – 88 с.
  4. Павлова О.В. К основам иероглифики (учебно-методическое пособие) – Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2014. – 44 с.
  5. Павлова О.В., Павлова О.С. Основные аспекты теоретической грамматики современного китайского языка. – Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015. – 106 с.
  6. Гутман В.В. Субъективация содержания образования: развитие личностно-профессиональных компетентностей (учебное пособие) - Биробиджан: Издательство ДВГСГА, 2011. –133 с.
  7. Толстогузова Е.В. История литературы Англии: от эпохи героического эпоса до эпохи романтизма (учебное пособие) – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2012. – 225 с

 

 Научная школа «Экономико- и политико-географические исследования Приамурского региона (ретроспектива и современность)».

Руководитель научного направления школы: В.Г. Шведов, д.г.н., доцент.

Состав преподавателей по научному направлению: Позднякова Т.М., к.г.н., старший преподаватель; Макаренко В.П., к.б.н., доцент.

Направления исследований школы:

а) Выявление специфических социально-природных факторов влияющих на безопасность функционирования таможенных органов Приамурского региона.

б) Формирование системного подхода к управлению региональными геополитическими процессами на российском Дальнем Востоке.

в) Оценка потенциала таможенных органов в процессе регулирования челночного бизнеса в приграничном регионе.

г) Внешнеторговая деятельность Российской Федерации.

д) Особенности формирования и функционирования системы нетарифного регулирования в Российской Федерации

е) Деятельность таможенных органов в обеспечении экономической безопасности.

ж) Анализ динамики уплаты таможенных платежей и прогнозирование их поступления в федеральный бюджет на основе применения информационных технологий.

Итоги работы: студенты принимают участие в исследованиях кафедры, подготовке  заявок на грантовые исследования РФФИ и РГНФ; выступают с докладами на научно-практических конференциях; готовят совместно с преподавателями публикации в «Вестник ПГУ имени Шолом-Алейхема», в сборник материалов Международной научной практической конференции «Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование: международная научно-практическая конференция».

- Шведов В.Г. Влияние экономического освоения на формирование антропогенных ландшафтов Еврейской автономной области (статья) // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 4 (34). С. 144 – 149.

- Шведов В.Г. Обоснование организации плейстоценового туризма на территории Еврейской автономной области (статья) // Глобальный научный потенциал. 2014. № 6 (39). С. 102 – 107.

- Шведов В.Г., Шведова В.В. Зоолатрические петроглифы Приамурья – опыт реконструкции символических значений (статья) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10 (48). Ч. I. С. 204 – 209.

- Шведов В.Г. Применение ландшафтного анализа для определения стратегии регионального природопользования (статья) // В мире научных открытий. 2015. № 2 (6). С. 185 – 205.

- Шведов В.Г. The formation of a reclamation region around the Amur river  basin in the late Neolithic period (статья) // Былые годы. Российский исторический журнал. 2015. № 35 (1). С. 14 – 21.

- Шведов В.Г., Шведова В.В. Динамика взаимоотношений иудаизма и власти в Еврейской автономной области // Регионология. 2015. № 2. С. 21 – 30.

- Шведов В.Г. К вопросу о наименовании региона «Дальний Восток России» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 654.

- Шведов В.Г. Specifics of adaptacion strategies of rural population Jewish autonomous region in the economic reform (статья) // 3rd International Conference «Research, Innovation and Education» 25-30 January 2016. London, SCIEURO, 2016. P. 251 – 258.

-Шведов В.Г. Виды государственных территориально-политических интересов и факторный механизм их формирования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-1 (65). С. 209-214.

- Шведов В.Г. Формирование государственной территории США – исторический политико-географический обзор. Часть I (монография). //Биробиджан: изд. ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2013. 107 с..

- Шведов В.Г. Формирование государственной территории США – исторический политико-географический обзор. Часть II (монография). //Биробиджан: изд. ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2014. 101 с.

Защищённая диссертация:

- Позднякова Т.М. «Историко-географический обзор Азиатской России». Специальность 25.00.24 Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география.

Подготовленная к защите диссертация:

- Шведова В.В. «Приамурско-Приморский религиозно-географический район. Обзор формирования и современного состояния». Специальность 25.00.24 Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география.