Перейти

Эмоциональное выгорание — издержки постиндустриальной эпохи или плата за вход в нее?

    548

В развитии человечества можно выделить три этапа: 1) аграрный, когда прежде всего развивалось производство продуктов питания; 2) индустриальный – лидировать стало производство промышленной продукции; 3) постиндустриальный – вперед вышло производство знаний.

Мы живем в постиндустриальную эпоху. Сегодня эффективные инновационные производства стали закономерным результатом научно-технического прогресса. Такие производства воплощают качественные, инновационные изменения в нашей жизни, удовлетворяют потребности людей и общества.

Жизнь становится все разнообразнее.

По мнению Ортеги-и-Гассета [1], новая эпоха дает возможность человеку утвердить свое господство над обстоятельствами, обеспечивает огромное богатство, мощь экономики. У человека формируется уверенность в том, что обеспечена «власть над низшими уровнями существования», что можно «стать в высшей степени индивидуальным, сосредоточиться на себе и поддерживать собственные силы ощущением полной независимости».

Однако одновременно современный человек попал в тиски усиливающихся противоречий. С одной стороны, развитие постиндустриальной экономики основано на разработке и внедрении наукоемких технологий. Такое развитие возможно только при условии роста творчества в труде, связанного с умножением интеллектуального богатства личности, с расширением ее горизонтов.

С другой стороны, усиливается напор информационной лавины, обрушивающейся на людей. «Затягивают» и «пьянят» безграничные возможности виртуальной реальности. Человеческому разуму приходится ориентироваться во все усложняющемся потоке сведений, находить необходимую информацию, воспринимать, перерабатывать и осмысливать ее, анализировать, оценивать, принимать необходимые решения.

Результаты такого информационного давления на человека могут быть различными. Они зависят от множества факторов, одна часть из которых связана с каждым конкретным человеком, а другая – с внешним миром.

Пока интеллектуальные, физические, эмоциональные и другие ресурсы человека достаточны, он живет, не ощущая дискомфорт. К тому же отсутствуют какие-либо внешние проявления, свидетельствующие о том, что незаметно развиваются негативные процессы.

Однако это не означает, что с человеком ничего не происходит. Просто изменения носят латентный характер, они до поры до времени скрыты. Родители, друзья-приятели и преподаватели считают, что студент адаптировался в вузе, «втянулся» в учебу.

Между тем, мимолетные ощущения – эти предвестники надвигающихся изменений – многочисленны и разнообразны. Каждое из них воспринимается само по себе и не вызывает тревоги.

Чуть больше ощущается усталость в конце дня – ну, кто же к вечеру не устает?

Обидело замечание сокурсника (чего раньше не бывало) – с ним нужно сократить общение…

Не успел за день сделать все, что хотел – бывает, завтра можно доделать.

Не закончил разговор с другом – можно в другой раз договорить, друг поймёт…

Если же ресурсы человека уменьшаются, а обязательства остаются теми же (или даже возрастают), то включается механизм психологической защиты. Такой механизм запускает процессы, которые снижают чувствительность человека к внешнему «давлению».

Однако при этом может измениться стереотип поведения. Начинают явно проявляться происходящие изменения. Родители, друзья-приятели и преподаватели обращают внимание на то, что студент иногда «замыкается в себе».

К вечеру человек очень устает, теперь он все реже видится с друзьями и знакомыми.

Не может одинаково относиться ко всем знакомым – общается по-хорошему только с теми, кого считает хорошими.

С теми, кто неприятен, старается свернуть свои контакты или сократить их продолжительность.

Если чувствует свою усталость, то старается завершить общение, даже если понимает, что другой в нем нуждается.

А что будет, если ресурсы у человека существенно исчерпаются?

Если чтоб выполнить все задания, которые преподаватели университета задали на неделю, нужно затратить не менее 10 часов в день? Да еще ходить на занятия… И с приятелями тянет «пообщаться»… И в стрелялки – бродилки поиграть…

В таких обстоятельствах существенно иным становится поведение человека. Изменяется его отношение к себе, к своей деятельности, к другим людям…

Учеба в вузе начинает плохо влиять на человека. Она раздражает его, делает нервным, притупила эмоции.

Ко всему (почти ко всему), что происходит в университете и на факультете, утрачивается интерес, живое отношение и чувство.

Редко когда в конце дня возникают ощущения, что еще имеются силы и хорошее настроение.

Хочется сменить вуз или факультет, просто пока не представилась такая возможность.

Некоторые из нас способны противостоять внешнему давлению. Такие люди (чаще всего, молодые) устойчиво ощущают себя в потоке заданий. Их не смущает нарастающий информационный поток. Неопределенность ситуаций вызывает у них энтузиазм, желание «свернуть горы».

Другие становятся прагматиками. Они стараются соизмерять задачи, за которые берутся, со своими личностными возможностями, со своими интеллектуальными, физическими, эмоциональными и прочими ресурсами. Чтобы оставаться «на уровне», они экономно используют свои возможности.

Третьи «выгорают». Их интеллект незаметно трансформируется, превращается в прагматически ориентированный рассудок. Обедняется и упрощается образная, эмоциональная сторона мышления. Деформируются человеческие связи, ценности, смыслы. Творческая активность заменяется потреблением. Человек все чаще принимает готовые формы знаний о мире, о себе и о других, а не вырабатывает, не открывает их для себя сам.

Но, кроме внешних факторов, действуют еще и внутренние – причем не менее существенные. В наши дни состояние человека, его отношение к своей работе, к потребляемым вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе все более описывается понятием «отчуждение».

Как заметил В.И. Слободчиков, это состояние характеризуется «неразвитостью потребности в Другом… Современному человеку все меньше нужен со-беседник, со-бытийник, нет на это ни времени, ни желания – «надо куда-то бежать, надо что-то делать».

В науке принято, что постиндустриальная эпоха, которую английский экономист Питер Друкер охарактеризовал как «не имеющую закономерностей», или «эпоху неопределенности», началась примерно в 50-е гг. ХХ в. А исследования эмоционального выгорания начались с середины 70-е гг. (сам термин «burnout» («эмоциональное выгорание») впервые был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.).

Пока что по традиции считается, что эмоциональное выгорание связано с деятельностью людей, вынужденных при выполнении своих профессиональных обязанностей тесно общаться с пациентами, учащимися (врачи, педагоги, психологи).

Мне же представляется, что ареал потенциальной группы риска гораздо шире. В постиндустриальную эпоху (сегодня и завтра) – это все мы…

И перед всеми – вечный вопрос: «Что делать?...»

 

 

Уважаемые посетители сайта! Если Вас заинтересовала тема этого эссе и Вы хотели бы продолжения – напишите.

Возможно, Вам захочется узнать подробности о том, как развивается у человека эмоциональное выгорание. К чему оно ведет? Можно ли ему противостоять?

Автор, который последние 5 лет участвует в исследованиях этого процесса, проводимых на кафедре педагогики ПГУ имени Шолом-Алейхема, с благодарностью постарается ответить на Ваши запросы, если они появятся.

 


[1] Хосе Ортега-и-Гассет (исп. José Ortega y Gasset, 9 мая 1883, Мадрид — 18 октября 1955) — испанский философ и социолог. Получил прекрасное образование, окончив Мадридский университет, а затем 7 лет проучившись в различных университетах Германии. Большую часть своей жизни преподавал в Мадридском университете, но с началом гражданской войны в 1936 году был вынужден покинуть Мадрид. Вернулся на родину лишь в 1948 году, основал Гуманитарный институт, и вновь занялся преподавательской деятельностью. В своих философских трудах Ортега-и-Гассет уделял особое внимание социальным проблемам. Наиболее известные книги Ортеги-и-Гассета: «Размышления о Дон Кихоте» (1914 г.), «Дегуманизация искусства» (1925 г.), «Что такое философия?» (1929 г.), «Восстание масс» (1930 г.), «Миссия университета» (1930 г.).